Антиправительственный митинг в Ингушетии закончился. Оппозиция разошлась по домам лишь после того, как был отпущен один из ее лидеров, Борис Арсамаков. «Газета.Ru» уже писала, что Арсамаков был задержан перед началом массовой акции протеста. Ближе к вечеру стало известно, что лидер общественно-политического движения «Ахки-Юрт» все-таки освобожден. Об этом он сам сообщил сайту Ingushetiya.ru. Со слов Арсамакова, его задержали сотрудники милиции, когда он подъезжал к месту проведения запрещенного властями митинга. Милиционеры заявили, что его автомобиль находится в розыске, после чего он был задержан и доставлен в ГУВД Назрани. Арсамаков подтвердил, что пока он находился в ГУВД, на переговоры, требуя его освобождения, приезжал депутат Народного собрания Муса Оздоев. Он поговорил с Оздоевым, затем депутат поднимался к начальнику ГУВД и выяснял причины задержания руководителя оргкомитета митинга. Затем, со слов Арсамакова, его повезли в ГАИ, где ему вернули автомобиль и отпустили.
Сегодняшняя акция является уникальной в том смысле, что впервые вся ингушская оппозиция объединилась, требуя отставки президента Зязикова.
Его обвиняют в массовых нарушениях прав человека в республике в последние годы. Еще одно серьезное обвинение в адрес президента сводится к тому, что в годы правления Руслана Аушева ситуация в Ингушетии всегда была спокойной. При Аушеве республика была единственной, открывшей свои границы для беженцев из Чечни. С приходом Зязикова все беженцы были депортированы обратно в Чечню под лозунгами «налаживания мирной жизни в соседней республике», с тех пор Ингушетию все чаще стали тревожить своими нападениями чеченские сепаратисты, не переходившие границы при Аушеве. Кроме того, люди недовольны нежеланием президента бороться за возврат в состав республики Пригородного района; сейчас он является частью Северной Осетии.
«Вопрос о границах Республики Ингушетия может быть решен только законным путем, власти не допустят проведения митингов и других незаконных акций», — отреагировал на это обвинение президент Ингушетии. Сам митинг Зязиков назвал провокацией. «Это провокация, причем она поддерживается некоторыми СМИ. Это отдельные люди, которые преследуют цель дестабилизировать обстановку на юге России — вот о чем идет речь», — сказал Зязиков в телефонном интервью. Зязиков сейчас находится под усиленной охраной. Милиция и войска перекрыли все въезды в столицу. В московском правозащитном центре «Мемориал» «Газете.Ru» сообщили, что связаться сейчас с Ингушетией фактически невозможно.
«Связь с республикой прервана, нам удалось дозвониться до нашего филиала в Назрани только раз, но никакой дополнительной информации там дать не могут, город фактически находится на осадном положении», — сообщили в «Мемориале».
Реакция на прошедшую акцию протеста поступает самая разная. Один из лидеров ингушской оппозиции Муса Оздоев заявил «Газете.Ru», что «митинг сейчас уже завершился, и, попытавшись сорвать митинг, власть допустила серьезную ошибку». «Изначально оппозиция просто хотела потребовать разрешения территориального конфликта, никаких политических требований выдвигать никто не собирался, но власть так сильно испугалась, что, перекрыв все подступы к митингу, сама спровоцировала ситуацию, — заявил Оздоев «Газете.Ru». — Диалог с властью не получается, и теперь ситуация может стать необратимой. Я трижды обращался к Зязикову, предупреждая, что ситуация в республике не контролируется властью. Будут ли продолжаться акции протеста, пока не известно. Но в случае дальнейших провокаций акции протеста неизбежны, в этом смысле меня очень тревожит новость о том, что вчера из Моздока к Назрани подошла колонна федеральных войск. Не исключен силовой вариант развития событий».
«Газете.Ru» не удалось получить комментарий от представителей властных органов Ингушетии по вопросу переброски к Назрани воинских подразделений – телефоны правительственных учреждений весь день не отвечали на звонки.
А ряд информагентств сообщил о том, что часть госслужащих, опасаясь массовых беспорядков, предпочла не выходить в понедельник на работу.
Заместитель председателя партии «Яблоко» Сергей Митрохин ситуацию в Ингушетии прокомментировал следующим образом: «Зязиков не справляется с задачей обеспечения стабильности, его действия неуклюжи. Действия нынешней власти приводят лишь к нагнетанию обстановки. В этой ситуации трудно гарантировать, что он останется у власти. Если он не будет работать с оппозицией, он может быть отстранен», — заявил Митрохин «Газете.Ru».
Свои комментарии по поводу событий в Ингушетии в интервью радиостанции «Эхо Москвы» дал и сенатор от Ингушетии в Совете федерации Василий Лихачев. Он выступил в защиту президента Мурата Зязикова. В ходе своего выступления Лихачев заявил буквально следующее: «Это звучит, конечно, дико, но до прихода к власти Мурата Зязикова в Ингушетии не было ни одного родильного учреждения. А теперь строится четыре таких объекта». При этом всем в республике известно, что при всех трех крупных больницах всегда работали и работают роддома, на реконструкцию которых при первом президенте РИ Руслане Аушеве были потрачены огромные средства. Собственно о событиях понедельника Лихачев высказался в том смысле, что «сегодня в Ингушетии ничего не происходит, собрались якобы семь-восемь человек, активисты, которые передали документы на имя президента России».
Какие будут последствия у нынешнего митинга, пока не ясно. Мусса Оздоев заявил «Газете.Ru», что не исключает продолжения акций протеста. «Власть сама виновата в разжигании конфликта, последствия сегодняшней ошибки Зязикова сейчас не сможет спрогнозировать никто», — заявил депутат Народного собрания Ингушетии.
«Газета.Ru» продолжает следить за развитием ситуации.