По данным, опубликованным Центром экономических исследований Московского международного института эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП), создание системы страхования вкладов не оказало существенного влияния на процентные ставки по банковским вкладам. И в течение всего времени ее формирования ставки вели себя очень спокойно, не подтвердив, таким образом, негативных прогнозов экспертов.
Всплески — так охарактеризовали исследователи изменения ставок (в сторону увеличения) — наблюдались всего дважды и были краткосрочными. Сначала в сентябре — октябре 2004 года, во время восстановления доверия к банкам после летнего кризиса. И в декабре — январе 2005-го, когда банки предложили потребителям «новогодние» вклады.
Увеличение ставок в предновогодний период обычно сменяется периодом снижения доходности вкладов, но в 2005 году этого не произошло.
По данным ММИЭИФП, процентные ставки по годовым рублевым депозитам за февраль 2005 года выросли в среднем на 0,018% — до 9,979%. А в некоторых банках они сейчас превышают даже ставку рефинансирования ЦБ (которая составляет 13%) и достигают 13,5–14%.
Высокая доходность по вкладам традиционно связана с большими рисками, поэтому эксперты к такой расстановке сил относятся с недоверием. Но банки сами определяют свою процентную политику и зачастую работают по нескольким стратегиям — безрисковым, с минимальной доходностью и той, которая предполагает высокий доход за счет повышенного риска, добавляет начальник департамента розничного бизнеса банка «Зенит» Алексей Разоренов.
Ориентиром для установления размера ставки считается Сбербанк — изменения в его процентной политике постепенно происходят и в других банках.
Несмотря на то что отдельные цифры по размеру ставки достаточно высоки, реальная доходность вкладов находится на уровне примерно 2% годовых — она вычисляется с учетом инфляционных изменений и зачастую не соответствует заявленной процентной ставке.
Аналитик компании «Атон» Алексей Языков пояснил, что доходность в 2% — это средняя величина, которая варьируется от банка к банку. В дальнейшем, продолжает Языков, ставки и не должны снижаться, т. к. система страхования минимизирует риски для вкладчиков, а не для банков. Риск банка — это риск его вложений, который определяется тем, в какие инструменты банк вкладывает деньги. Если банк предлагает высокие проценты, значит, он зарабатывает их, перекладывая средства в более рисковые инструменты.
Традиционно самые высокие проценты по вкладам — в мелких банках. Тем не менее все большей популярностью у населения пользуются кредитные организации, которые относятся к средним, то есть входят в рейтинг 200 российских банков, но не занимают в нем лидирующих позиций. Их доля на рынке постепенно увеличивается за счет того, что многие мелкие банки уходят с рынка.
После летнего «кризиса доверия» рыночную долю стали стремительно терять крупнейшие банки, входящие в первую пятерку, — с 70,16 до 65,75% и в меньшей степени самые мелкие банки — с 0,18 до 0,14%. Средние банки, чтобы привлечь вкладчиков, оказались вынуждены поднимать проценты по вкаладам, и это сработало, так как люди не ассоциируют высокие проценты с такими же высокими рисками.
Но в последние два квартала прошлого года усилилось перераспределение средств вкладчиков между государственными и частными банками. Аналитик компании «Велес Капитал» Иван Манаенко говорит о том, что до сих пор население несет свои средства в окологосударственные кредитные организации, в частности, Сбербанк.
Интересно, что, по данным исследователей, вкладчики все чаще отдают предпочтение банкам с небольшими ставками, то есть предпочитают не рисковать.
Именно это обстоятельство (а также вступление банков в систему страхования вкладов) и приводит к тому, что ставки на рынке растут. Банки с высокими ставками рассчитывают на тех, кто готов рискнуть деньгами за высокий процент. Кроме того, россиянам никто не объясняет, что ставка снижается пропорционально риску — это может привести к тому, что население решит сложить сбережения «под матрасы», считает Иван Манаенко. Поэтому он не исключает, что в банковском сообществе есть негласная договоренность не снижать ставку.