Когда папу затянуло в стенной шкаф, его сын точно знал, кто это сделал – отец сам рассказывал мальчику про страшного Бугимена. Правда, папа настаивал, что чудовища из шкафа на самом деле не существует. Что ж, взрослые тоже иногда ошибаются.
Начало мистического триллера «Бугимен» («Boogeyman») вызывает удовольствие свойства почти физиологического. Одежда на кресле, фигурка птицы под потолком и прочие заурядные обитатели комнаты так естественно и непринужденно превращаются в жутких чудовищ, что регрессия зрителя к пятилетнему возрасту происходит молниеносно.
И когда вопящего папу начинает колбасить в шкафу, куда он залез, чтобы успокоить мальчика, вырывается долгий вздох облегчения – ведь я же знал, что Оно там сидит.
В отличие от большинства людей, меняющих с возрастом детские страхи на более респектабельные, герой «Бугимена» застрял. И, когда умрет его мать, парню, сделавшему карьеру в городе, придется вернуться домой и снова войти в дом своего детства, все былое в отжившем сердце оживет. Начнут пропадать люди, появляться призраки пропавших детей, его подружка пропадет прямо из теплой горячей ванной – только трусы на полу и останутся. Все это приведет героя к мысли, что он должен справиться с гнусной тварью из шкафа или умереть.
Блистательный пролог фильма рождает ожидания, которые можно считать чрезмерными – хороший мистический триллер в наши дни редкость. И в самом деле, происходящее в дальнейшем скорее разочаровывает.
Как взбесившийся клоун, режиссер Стивен Кей носится вприпрыжку вокруг зрительского кресла, пугая и тормоша с такой энергией, будто ему сдельно платят за каждый испуганный писк.
Буквально каждые пять минут над ухом оглушительно что-нибудь грохнет, герою привидится, к примеру, мама или еще какая-нибудь дрянь. Все это мельтешение должно создавать эффект «опасного присутствия», вполне уместный в картине, где враг может прятаться под кроватью, в шкафу, в холодильнике и вообще где угодно. Вместо этого получается эффект опасного присутствия режиссера, который страшно волнуется, что зритель может спокойно дожрать свой поп-корн, так ни разу и не подавившись.
Впрочем, несмотря на свою нервозность, Стивен Кей мужчина вполне рукастый – работа над блестящим сериалом «Щит» кого хочешь научит снимать кино. Начал он с правильного кастинга, выбрав на главную роль Барри Уотсона, спокойного обаятельного парня с неким вполне уместным надломом во взоре и полноценным драматическим талантом. Стервозная блондинка-подружка (Тори Массетт) и старая провинциальная любовь (Эмили Дешанель) также выглядят вполне уместно.
Но самое главное, Кей, видимо, сознавая, что жанр практически испустил дух, добавил в историю некоторой старомодности, напоминающей о «Кошмаре на улице Вязов». Дело, правда, ограничилось некоторыми сюжетными ходами – например, когда, забравшись в шкаф в одном месте, герой выходит из такого же шкафа совсем в другом.
Несколько подобных деталей и очевидное сочувствие к детям, вынужденным каждый день жить бок о бок с кошмарными и опасными созданиями, придают картине странного рода искренность.
Радость от которой, правда, меркнет от угрюмой заурядности изобразительных решений – Бугимен во всей красе больше всего похож на спятившего Джима Керри в роли Маски.
Но, хотя «Бугимен» и превратил отличную историю в нервозный аттракцион, после фильма кажется хорошей идеей выдавать перед сеансом одеяла, чтобы в случае опасности прятаться под них с головой.
Искать одеяла нужно с 24 марта в кинотеатрах «Горизонт», «Прага», «Пять звезд», сетях «Синема Парк» и «Формула кино».