Странно, какими живописными обломками наполнено пространство веры среднего обитателя христианского мира. На уровне рефлекса некоторые образы вызывают смущение, граничащее с испугом. Скажем, кресты с распятыми на них людьми, усеявшие до горизонта выжженную равнину, максимум напомнят о восстании Спартака. Но если люди на крестах распяты вниз головой — понятно, что режиссер взвинтил ставки до небес или, вернее сказать, до самой преисподней. Такая решимость вызывает уважение.
Впрочем, не у всех. Фильм «Изгоняющий дьявола: начало» (Exorcist: The Begining) — третья попытка сочинить достойное продолжение легендарному фильму Уильяма Фридкина. Две предыдущие провалились с оглушительным треском. «Начало» так же не снискало ни любви, ни кассы.
Перевернутые кресты, усеявшие африканскую равнину в самом начале ленты о первой встрече отца Меррина с гнусным демоном, не произвели впечатления на публику, как и вся история в целом.
Впрочем, и отец — никакой не отец. Вскоре после окончания Второй мировой войны священник-расстрига, ныне сильно пьющий археолог-авантюрист Меррин получил предложение принять участие в раскопках в Кении. Раскапывать предстоит церковь, датируемую V веком нашей эры — моментом в истории, когда о христианских миссионерах в Восточной Африке слыхом не слыхивали. Но главная цель экспедиции — найти изображение демона, спрятанное где-то в развалинах.
Меррин примет предложение и отправится в богом забытую дыру. Раскопки превратятся в сплошное мучение с атаками полчищ гиен, восстанием чернокожих аборигенов и мрачными воспоминаниями о столкновениях с нацистами, которые и привели Меррина к потере веры. Злокозненный демон своими мерзостями вернет расстригу богу, и финальная кровавая баня закончится поражением гнуснорожего беса и гибелью всех участников, за исключением экзорциста и еще одного персонажа.
Раздражение, которое вызвал этот крепкий фильм, никак не соизмеримо с его недостатками.
Сменив трех режиссеров — от умершего накануне съемок Франкхаймера, через уволенного за чрезмерную философичность Пола Шредера к вошедшему в этот союз бесноватых постановщику «Крепкого орешка-2» и «Глубокого синего моря» Ренни Харлину, — проект в достаточной мере сохранил целостность. Он мог спокойно прокататься в кинотеатрах и осесть на полках с DVD в коллекции полоумного фана сериала. Однако фатальное сравнение с оригиналом практически уничтожило этот средний, но не позорный фильм.
Не великого ума мужчина Харлин между тем затевал занятную историю — сделать не столько продолжение «Изгоняющего дьявола», сколько одержимый бесами вариант «Индианы Джонса», который парню ближе по всем статьям. Экзотическая атмосфера послевоенной Африки, сыгравший отца Меррина Стеллан Скаасгард, больше подходящий на роль бывалого авантюриста, чем священника, сражение раскрашенных туземцев и колониальной пехоты, тревога, разлитая в каждом кадре оператора-классика Витторио Стораро, некоторыми красками напоминающая его же работу в «Апокалипсисе сегодня» — определенно, Харлин мог бы сделать куда более занятное кино, когда бы не груз наследника Фридкина.
Проблема в том, что «Изгоняющий дьявола» 1973 года говорил зрителям не столько о бесах, сколько о тотальной войне поколений, весьма занимавшей в то время умы родителей и их детей-подростков. Равнодушный к демонологии Харлин не сумел найти второго плана для своей истории, поэтому появление беса вместо кульминации превращает картину в анекдот про бестолковую зеленомордую тварь.
Недаром говорят: сила дьявола — в том, что в него не верят.
Изгонять бесов можно с 17 марта в кинотеатрах «МДМ-кино», «5 звезд», «Синема-Парк», «Формула кино».