В среду руководство УВД на метрополитене ГУВД Москвы встретилось с журналистами и отрапортовало о снижении количества преступлений, совершенных в Московском метрополитене.
По статистике, в 2004 году было зарегистрировано чуть более 3 тыс. преступлений — на 453 меньше, чем в 2003 году.
Впрочем, пояснил начальник УВД на метрополитене Николай Иванов, такой спад не означает, что преступников стало меньше, а «объясняется тем, что наше законодательство в определенной степени декриминализовано». В частности, сообщил он, в Уголовном кодексе изменению подверглись ст. 222 («Незаконный оборот оружия») и ст. 228 («Незаконный оборот наркотиков»), в результате чего увеличились дозы наркотиков, разрешенных к хранению, а владельцы холодного и газового оружия, не имеющие лицензии, перестали нести уголовную ответственность.
Самыми «популярными» преступлениями в метро остаются кражи (399 уголовных дел) и грабежи (109 уголовных дел).
Разбойных нападений УВД насчитало девять, а убийств – три. Кстати, говоря об убийствах, Иванов никак не акцентировал тот факт, что два из них были совершены сотрудниками милиции по охране метрополитена. Речь идет об инцидентах на станции «Нахимовский проспект»: в январе 2004 года прямо на платформе милиционер ударом ноги убил пожилого мужчину, а в июне 2004 года милиционеры забили до смерти в дежурной комнате жителя Подмосковья Дмитрия Золотцева.
Среди достижений за минувший год начальник УВД на метрополитене отметил, что милиционеров в подземке стало больше. После серии убийств и избиений пассажиров сотрудниками милиции начальник ГУВД Владимир Пронин заявлял, что «в метро очень трудно работать», потому как дефицит кадров там составляет 40%. «Нам удалось снизить некомплект до 30%, — рапортовал Николай Иванов. – Народ двинулся. С лета надбавки сотрудникам УВД составили 200% (нижние чины стали получать по 8 тыс. рублей. — «Газета.Ru»). В марте ожидается новое повышение окладов: рядовой работник будет получать 11 тыс. рублей». Недостаток сотрудников покрывается повышенными нагрузками для тех, кто в штате. Так, почти все милиционеры лишены одного выходного дня.
На брифинге начальник УВД на метро также заявил, что в целях борьбы с терроризмом милиция проводит регулярные инструктажи среди продавцов, сотрудников ЧОПов и всех, кто постоянно работает в подземке. Бороться с терроризмом милиции помогают и граждане, активно сообщающие о подозрительных сумках.
Чтобы граждане не чувствовали себя беззащитными, руководство УВД намерено установить на центральных станциях стеклянные купола, внутри которых будут сидеть милиционеры.
Такая будка уже появилась на станции «Охотный ряд». В скором времени они появятся на «Тверской» и «Маяковской», а если захочет Международный олимпийский комитет, то и на «Проспекте Вернадского». «Порой милиционера трудно найти, потому что он совершает обход, а на платформу выделено всего два сотрудника, — сказал Николай Иваной. – А так человек подойдет, нажмет кнопку и получит консультацию». Предполагается, что подобными «правоохранительными бюро» к 2007 году будут оснащены все станции.
Как заявил Иванов, руководство УВД на метрополитене не одобряет поведение милиционеров, беспорядочно проверяющих документы у граждан. «Я наказываю сотрудников, если они уводят граждан в дежурку за малозначительные нарушения, — сказал Иванов. — Мне кажется, что таким образом они отлынивают от работы. Сидят, отдыхают, по 30-40 минут ждут машину из ОВД, которая должна увезти задержанного». По словам Николая Иванова, единственной разумной причиной для проверки документов является схожесть гражданина с предполагаемым преступником, на которого имеются ориентировки.
На вопрос «Газеты.Ru», проводятся ли в метрополитене какие-либо мероприятия, выявляющие нерадивых милиционеров, начальник УВД заявил, что «проблема такая есть, в 2004 году в отношении 15 сотрудников милиции были возбуждены и переданы в прокуратуру уголовные дела». Проверки же проводятся в случае, если граждане подадут соответствующее заявление. Правда, пожаловался Иванов, иногда пассажиры «возводят на милиционеров напраслину»: «Сядет человек в вагон, его там разморит, он уснет и уедет на конечную станцию. Вот и получается, что он на того жалуется, кто его последний будит». После чего он признался, что раз в неделю «иногда в форме, иногда в гражданском» ездит в метро, чтобы «узнать обстановку».
По данным правозащитников, милиционеры в метро действительно стали лучше работать.
«С лета прошлого года количество обратившихся к нам граждан, жалющихся на действия сотрудников милиции, сократилось в два раза, — рассказал «Газете.Ru» председатель правозащитной организации «Свобода воли» Владимир Химаныч. – Если раньше с жалобами обращались в среднем десять человек в неделю, то теперь четыре-пять. Сейчас на милицию в основном жалуются приезжие. Они рассказывают, что милиционер потребовал доказать, что в Москве гражданин находится менее 90 дней. Постовые пользуются юридической неграмотностью граждан, которые не обязаны это делать. Угрожают штрафом – сейчас он составляет 2500 рублей. Предлагают расплатиться на месте. Такса существенно повысилась: сейчас за отсутствие регистрации милиционеры берут по 300-500 рублей. Если денег нет, могут забрать паспорт со словами «когда принесешь деньги, вернем».
По словам правозащитника, в подземке стали редки случаи рукоприкладства.
«До полусмерти уже никого не избивают, таких зверств, к счастью, нет, — сказал Владимир Химаныч. — Самое серьезное – могут слегка ударить дубинкой, нанести несколько ударов по лицу, толкнуть». Как считает правозащитник, милиционеры стали «держать себя в руках » после кадровой чистки, проведенной в УВД метрополитена по следам дела уроженца Таджикистана Рустама Байбекова; 31 июля 2004 года на станции метро «Сокольники» сотрудник правоохранительных органов Москвы при проверке документов выстрелил ему в рот. «ГУВД Москвы стало серьезно разбираться в каждой жалобе на милиционеров, — говорит председатель правозащитной организации. — Сержантов увольняют, выносят им строгий выговор. Подразделения, сотрудники которых слишком часто попадают в поле зрения контрольных органов, находятся на виду. Рядовые сотрудники боятся если не увольнения, то долгих разбирательств с инспекцией по личному составу. Это стоит нервов и неудобной записи в трудовой книжке».
В прокуратуре Москвы затруднились ответить, сколько человек на сегодняшний день подали жалобы на сотрудников подземной милиции. «Собрать подробную информацию — дело на месяц, — сообщили «Газете.Ru» в Мосгорпрокуратуре. — У нас единых данных по этому вопросу нет. Материалы если и есть, то они находятся в окружных прокуратурах».