В среду стало известно, что в рамках пересмотра итогов приватизации в период с 1993-го по 2003 год Счетная палата направила в Генпрокуратуру РФ четыре дела. На правительственном часе в Госдуме генпрокурор Владимир Устинов сказал, что по этим четырем делам «совместно со Счетной палатой ведется проверка».
Появление сообщений о четырех делах по приватизации тем более удивительно, что первые руководители страны, в том числе и президент Владимир Путин, и председатель Счетной палаты Сергей Степашин, неоднократно заявляли бизнес-сообществу о неприкосновенности итогов приватизации.
Тем не менее в июне 2004 года Счетная палата подготовила доклад об итогах приватизации. Господин Степашин объяснил, что этот документ нужен не для пересмотра ее итогов, а для того чтобы не допустить правонарушений в будущем.
Впрочем, доклад почти сразу же был отправлен на переработку и в обновленном виде появился в декабре 2004 года. В документе приводился перечень компаний, приватизация которых была полностью или частично незаконной. В него вошли крупнейшие нефтеперерабатывающие компании страны, оборонные предприятия и машиностроительные заводы.
По словам Владимира Устинова, те четыре дела, которые сейчас расследуют Генпрокуратура и Счетная палата, связаны именно с этим списком. Он не назвал эти дела. И хотя генпрокурор заявил, что массовой ревизии продажи госсобственности не планируется, аналитики считают, что этими четырьмя делами власти не ограничатся.
Научный руководитель «Русской консалтинговой группы» Алексей Подберезкин считает, что вся приватизация в России была проведена с нарушением законодательства. При этом ответственность за нарушения на три четверти лежит на чиновниках, многие из которых до сих пор остаются на своих местах.
Похожее мнение у директора Международного центра гуманитарно-политических исследований Вячеслава Игрунова. Он полагает, что пересмотра итогов просто боятся ввиду огромного количества неправомерных действий. В то же время, считает Игрунов,
за оставшееся до окончания срока полномочий время власть будет использовать любую возможность пересмотреть приватизационные сделки.
При этом акцент будет не на итоге приватизации, а на том, как она осуществлялась, выполняются ли соответствующие обязательства и как соблюдаются законы. «Очень много случаев, где нарушения выходили за мыслимые нормы, превращаясь в мошенничество, именно они и привлекают внимание счетной палаты и генпрокуратуры, — считает Алексей Подберезкин. — Возможно, четыре случая, о которых говорит Устинов, выбраны именно потому, что явно незаконны».
Отечественная бизнес-элита предпочитает отмалчиваться и сдержанна в комментариях. Пресс-секретарь «ЛУКойла» Дмитрий Долгов заявил «Газете.Ru», что в компании не видят предмета для разговора в связи с появлением сообщения о приватизационных проверках. А пресс-секретарь ТНК-BP Владимир Бобылев сказал, что компания не собирается комментировать намерения властей пересмотреть итоги приватизации.