Во вторник стало известно о заведении уголовного дела в отношении Сергея Шимкевича — генерального директора «Томскнефти». По сообщению «Интерфакса» со ссылкой на информированный источник в УВД Томской области, основанием для возбуждения дела стало превышение компанией лицензионных квот на добычу нефти.
Следствие, в частности, установило, что
в 2003 году компания в нарушении лицензионных соглашений превысила разрешенные объемы добычи на 12 месторождениях в Каргасокском и Александровском районах области.
По предварительным данным, от продажи дополнительно вырученной нефти компания «Томскнефть» получила незаконный доход, превышающий 7 млрд рублей. Другие подробности расследования представитель УВД сообщить отказался.
На рынке нынешние претензии к «Томскнефти» сравнивают с недавно начавшимся преследованием башкирской компании «Башнефть», против которой в конце прошлого года местная прокуратура также выдвинула обвинение в превышении лицензионных квот на добычу. И в том, и в другом случае остается непонятным, почему подобное нарушение повлекло за собой заведение уголовных дел.
Аналитик ИК «Финам» Мария Радина поясняет, что «по закону после выявления нарушений в работе компаний-недропользователей Минприроды должно предложить их руководству устранить нарушения в течение трех месяцев». В случае отказа от устранения нарушений применяются административные меры – штрафы. Изредка дело доходит до отзыва лицензий.
Кроме того, по словам аналитика, «из-за издержек старого законодательства о недрах обвинения, подобные тем, что предъявляются сейчас «Томскнефти», можно предъявить многим недропользователям с богатыми запасами».
Напрашивается вывод, что после решения хьюстонского суда, отказавшего ЮКОСу в рассмотрении дела, власти решили ускорить процесс распродажи оставшихся активов компании: нынешние претензии о нарушении лицензионных квот, по словам Марии Радиной, «могут быть связаны с усилением давления на активы ЮКОСа и с попытками ослабить их управляемость» (ведь уголовное дело заведено сразу в отношении генерального директора «Томскнефти». — «Газета.Ru»).
Лишний раз надавить на «Томскнефть», властям, наверное, действительно было необходимо.
Ведь «дела у этой «дочки»» ЮКОСа шли на порядок лучше всех остальных подразделений компании»,
считает Станислав Клещев из ИК «Файненшл Бридж».
Налоговые претензии, предъявленные «Томскнефти» за 2002 год, составили порядка 3,2 млрд рублей, и в конце января представители компании сообщили, что «Томскнефть» в полном объеме погасила налоговую недоимку, после чего расчетные банковские счета компании были разблокированы.
Налоговики продолжили проверять деятельность компании в 2000, 2001 и 2003 годах. И по итогам проверки уже в первом квартале 2004 года компании могут быть предъявлены дополнительные налоговые претензии в размере около 8,4 млрд рублей.
В поддержку компании выступает губернатор Томской области Виктор Кресс. Высказавшись в том смысле, что приостановление работы «Томскнефти» может привести к глобальным социально-экономическим проблемам на севере области,
Кресс недавно призвал местные налоговые органы реструктурировать налоговые претензии компании.
«Если налоговые нарушения сделаны не за один год, может быть, и налоговые санкции не надо применять единовременно, чтобы не остановить работу компании», — отметил губернатор.
Станислав Клещев полагает, что при поддержке местных властей «Томскнефти» было бы по силам справиться с доначислением налоговых претензий и продолжить работу. А вот шансы другой «дочки» ЮКОСа — «Самаранефтегаза» — общая сумма налоговых претензий к которой на конец прошлого года составила 29,2 млрд рублей, аналитик оценивает невысоко. С таким долгом компания вряд ли сможет рассчитаться.
Кроме того, «крайне негативную роль в решении судьбы активов ЮКОСа --«Самаранефтегаза» и Самарского НПЗ — может сыграть настрой местных властей», — считает Клещев. По словам аналитика, о последнем можно судить по тому, как рьяно прокуратура Самарской области принялась за топ-менеджеров компании «Волготанкер», перевозившей юкосовскую нефть, предъявив им обвинения в мошенничестве и легализации доходов, полученных преступным путем.
Впрочем, как напоминает Мария Радина, «главным показателем в отношении будущего всех активов ЮКОСа остаются налоговые претензии к самому ЮКОСу, а они на настоящий момент составляют порядка $14–15 млрд». Таким образом, по словам аналитика, вслед за «Юганскнефтегазом» за долги, скорее всего, будут проданы и другие предприятия компании, и в первую очередь добывающие.