Индийская госкомпания National Thermal Power Corporation признала «Силовые машины» (СМ) победителем в тендере на поставку оборудования для тепловой электростанции (ТЭС) «Барх». Цена контракта составляет $270 млн, срок выполнения — около 5 лет.
ТЭС «Барх» — не первый крупный контракт СМ в Индии.
Аналогичный контракт стоимостью $350 млн на поставку оборудования для индийской ТЭС «Сипат» был подписан в 2003 году, поэтому в Индии только на этих двух контрактах российская компании заработает более чем $500 млн.
Конкурентом СМ в тендере на ТЭС «Барх» выступил немецкий концерн Siemens. Для усиления своих позиций немцы использовали традиционную тактику СМ — они привлекли местного партнера, компанию BHEL, который производит энергетическое оборудование, но проиграли.
Тендер завершился еще 14 ноября 2004 года, но официальные мероприятия по подписанию контрактного соглашения назначены на март 2005 года. За это время у российской компании вполне может смениться собственник, и контракт фактически достанется Siemens.
В августе 2004 года немецкий концерн подал заявку в ФАС на покупку более 70% акций СМ у холдинга «Интеррос», но рассмотрение этой заявки затянулось. Некоторые чиновники выступают против этой сделки, называя СМ стратегическим предприятием, важным для обороноспособности страны.
Но на прошлой неделе Игорь Артемьев, руководитель ФАС, заявил: «Я бы ни в коем случае не сказал, что есть уверенность, что сделка не состоится. Прошла серия совещаний, на которых обсуждались серьезные вопросы, рассматривается именно эта сделка. Правительство не отказалось от рассмотрения». Господин Артемьев обещал дать окончательный ответ в течение месяца.
По словам гендиректора СМ Евгения Яковлева, из-за неразберихи со сменой акционера компания упустила в 2004 году контракты примерно на $150 млн.
«Силовые машины» пока что не часть Siemens», — шутит Никита Кукушкин, пресс-секретарь Siemens, и отказывается комментировать победу «Силовых машин».
«Заключение очередного контракта в Индии не означает, что «Силовые машины» больше не нуждаются в Siemens. У российской компании и раньше не было проблем с контрактами, от партнерства с немецким концерном она, очевидно, ждет другого — прежде всего, внедрения новейших технологий», — полагает Ирина Ложкина, аналитик ИК «Проспект».
«Контракт в Индии никак не связан с переговорами об объединении «Силовых машин» с Siemens, — подхватывает Алексей Языков, аналитик ИК «Атон». — Когда переговоры только начинались, то некоторые чиновники опасались, что Siemens просто хочет избавиться от конкурента, но немецкая компания заявляла, что сохранит честную конкуренцию с «Силовыми машинами» на международных поставках».
Марина Алексеенкова, аналитик ИК «Ренессанс Капитал», тоже считает, что компании продолжают действовать автономно, потому что объединение еще не завершено, но у победы «Силовых машин» могут быть как экономические, так и политические причины.
«У Индии достаточно давние связи с Россией, — говорит она. — К тому же индусы могли выбрать предложение «Силовых машин» по экономическим причинам: продукция их дешевле, а качество примерно на таком же уровне».
«Скорее всего, предложение «Силовых машин» было выгоднее: часть контракта они всегда оставляют местным аутсорсерам, поэтому часть денег остается в стране. А политический аспект, в том числе недавние переговоры индийского правительства по «Юганскнефтегазу», — просто дополнительный плюс», — уверена Ирина Ложкина.