На круглом столе «Новый порядок лицензирования в области связи» представитель крупнейших операторов задавали много вопросов в связи с принятием новых подзаконных актов к закону «О связи», но далеко не на все получили убедительные ответы от директора департамента госполитики Мининформсвязи Виталия Слизня.
Так, Александр Малис, вице-президент телефонной компании «Корбина-телеком», возмущался: «Как нам объяснить инвесторам, что будет с сотнями миллионов долларов, которые они вложили в строительство сетей после изменения правил?».
18 февраля премьер Михаил Фрадков подписал постановление «Об утверждении перечня наименования услуг связи, вносимых в лицензии», в соответствии с которым лицензию на дальнюю (междугороднюю и международную) связь может получить любая компания, предоставляющая услуги во всех субъектах РФ.
Операторы местной связи обязаны предоставлять ей недискриминационный доступ в свою сеть.
Против этой нормы и выступает господин Малис. «Должна быть конкуренция местных телефонных операторов, а не бесконтрольная конкуренция операторов дальней связи друг с другом на сетях, принадлежащих местным телефонным компаниям», — говорит он.
Но Виталий Слизень не смог дать внятный ответ ни господину Малису о судьбе вложенных средств, ни представительницам «Вымпелкома», которые никак не могут переоформить на головную компании лицензии дочерней «Вымпелком-регионы».
Юридически компании были объединены еще в ноябре 2004 года, но в конце декабря компания получила письмо от Россвязьнадзора (отвечает за выдачу лицензий в области связи), в котором говорилось, что лицензии не могут быть переоформлены из-за отсутствия соответствующего перечня.
Перечень уже принят, но в «Вымпелкоме» не знают, как правильнее поступить: переоформлять на головную компанию старые лицензии или подавать новые, которые прописаны в постановлении правительства.
С похожей проблемой столкнулся и ближайший конкурент «Вымпелкома». По словам представителя МТС, в законе «О связи» не прописана процедура замены лицензий в связи с изменением перечня. А эти постановления значительно отличаются: в новом документе вместо 43 прописано всего 20 видов лицензий и, например, к владельцу лицензии на дальнюю связь предъявляются особые требования (раньше ее могли получить даже сотовые операторы).
«Пишите письмо министру», — предложил Виталий Слизень и пообещал провести семинар, на котором операторам будут разъяснены новые правила.
Позднее на брифинге у замминистра связи и информационных технологий Борис Антонюк заявил, что компаниям незачем беспокоиться: «Закон «О связи» обратной силы не имеет.
Те операторы, у которых есть лицензии, будут продолжать работать до окончания их действия, но могут переоформить их раньше в соответствии с новым перечнем». Но как именно это сделать, он не пояснил.
«Я могу выразить сожаление в отношении оператора, который не знает, какие виды услуг будет оказывать и какие лицензии ему нужны. Есть выбор из 20», — пожалел «Вымпелком» замминистра.
Уже поздно вечером представители второго по числу абонентов оператора все-таки определились и отправили в Россвязьнадзор пакет документов на переоформление лицензий. А в пресс-службе министерства заявили, что компания получит лицензии в соответствии с новым перечнем в течение 30 дней.
Недопонимание между игроками рынка и регулятором не исчерпывается конкретным случаем с «Вымпелкомом».
Закон «О связи» вступил в силу 1 января 2004 года, но до сих пор принято всего 13 из 38 подзаконных актов.
«Документы очень сложные, предстоит еще множество разъяснительных семинаров в том числе с региональными операторами», — говорит Мария Дринберг из пресс-службы Миниформсвязи.
«Конструктивный диалог возможен, надеюсь некоторые наши предложения услышат, но пока что законодательство очень сырое», — сожалеет Александр Малис.