В среду Госдума приняла во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте». Документ законодательно обосновывает ужесточение мер безопасности в российских аэропортах, которое срочно ввели еще в конце лета прошлого года, после терактов на самолетах Ту-154 и Ту-134.
При необходимом минимуме в 226 голосов «за» проголосовали 408 депутатов, один был «против», еще один воздержался.
Проект закона включает поправки и изменения в Воздушный кодекс, закон «О милиции» и закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Прежде всего он регламентирует, кого нельзя брать на работу. Воздушный кодекс, например, дополняется словами «на должности авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления». Кроме того, в службы авиационной безопасности запрещается набирать работников, которые могут представлять опасность для людей (психически больные люди, наркоманы и т. д.).
Также документ нормативно подтверждает право сотрудников отделений внутренних дел на транспорте работать в группах предполетного досмотра (вместе со службами авиационной безопасности аэропорта) на постоянной основе. Кстати, такими полномочиями их наделила специальная инструкция министра транспорта Левитина и главы МВД Нургалиева еще 29 августа. С того же времени в аэропортах обязательно должны проверять паспортные данные пассажиров по поисковой базе данных МВД «Розыск-магистраль». Сейчас «в целях обеспечения авиационной безопасности» и это нормативно утверждается в законопроекте.
Кроме того, сотрудникам правоохранительных органов дают право сопровождать воздушное судно «при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности».
То есть на МВД перекладывается практически вся ответственность за безопасность авиапассажиров, в то время как раньше, по Воздушному кодексу, ее несла только администрация аэропорта.
Для того чтобы финансово обеспечить все эти нововведения в 184 аэропортах России, законопроект предполагает выделить из бюджета в 2005 году 746 млн рублей, из которых 564 млн пойдет на содержание подразделений по обеспечению мер безопасности на воздушном транспорте.
Парламентарии практически единодушно пришли к выводу, что меры, предлагаемые законопроектом, действительно делают авиатранспорт более безопасным. Во всяком случае, с августа 2004 года, когда они начали действовать, терактов на самолетах еще не было.
Вице-спикер от фракции «Единая Россия» Владимир Пехтин, например, заметил, что с принятием законопроекта будут выработаны адекватные меры противодействия террористам, хотя при этом и «необходима мобилизация всех ресурсов и государства, и общества», подчеркнул депутат. При этом для достижения максимальной эффективности Пехтин предложил милиции на транспорте «работать как один механизм» со службами авиационной безопасности аэропортов, передает агентство «Интерфакс». «Я уверен, что принятие этого закона даст возможность более эффективно предотвращать потенциальные угрозы и снизить вероятность атак террористов», — заявил он.
Не согласен остался только член комитета по безопасности Геннадий Гудков. Он выразил сомнение в том, что государственные структуры, и прежде всего органы МВД, смогут эффективно обеспечить безопасность на воздушном транспорте в предполетном обслуживании и полете. По словам депутата, лучше это делают «предприятия, которые в соответствии со своим уставом занимаются оказанием охранных услуг». Гудков заявил, что «реальная безопасность, к сожалению, для граждан снизится, если закон будет принят в таком варианте. Этим законом не решается главная задача – предотвращения терактов на воздушном транспорте».
Если вспомнить августовские теракты, то одними из главных причин трагедии стали коррупция и халатность ответственных лиц. Как известно, оперуполномоченный по борьбе с терроризмом ЛОВД аэропорта Домодедово Михаил Артамонов отпустил задержанных его коллегами террористок-смертниц, а сотрудник авиакомпании «Сибирь» Николай Коренков помог одной из них попасть на самолет. Сможет ли принимаемый закон закрыть такого рода бреши в системе безопасности — неизвестно.
Рассмотрения в Думе ждут еще несколько законопроектов, которые касаются авиационной безопасности. Они также предполагают введение дополнительных мер предосторожности и новые бюджетные расходы.