Впрочем, похоже, что в официальные прогнозы не верит никто, кроме самих правительственных чиновников. В январе инфляция в России уже составила 2,6%. И тем не менее правительство, по словам Шаронова, пока не будет пересматривать прогноз инфляции на этот год.
Финансисты расходятся во мнениях, удастся ли государству сдержать инфляцию в определенных для нее рамках 8,5%.
Большинство финансистов и экономистов убеждены, что отмена натуральных льгот для многих категорий населения и замена их денежными компенсациями увеличит денежную массу в экономике страны, которая выльется на рынок и подстегнет инфляцию.
Начальник управления финансовых и операционных рисков Межпромбанка Александр Буря пояснил «Газете.Ru», почему 8,5% считает маловероятным: «Растут тарифы на транспорт, энергоносители, ожидается подорожание коммунальных услуг, а вместе со всем этим и других товаров».
Вице-президент БИН-банка Сергей Ануреев, напротив, думает, что на сегодняшний день нет ярких макроэкономических факторов, которые могли бы повлиять на ускорение годовой инфляции. «Россия, как и в прошлом году, продолжает привычно жить с большим объемом нефтедолларов. Рынок недвижимости, как основной инфляционный фактор, стоит, и его рост пока не предвидится. Массового притока иностранного капитала на российский рынок и увеличения денежной массы не ожидается. А курс рубля по отношению к основным валютам остается стабильным», — поясняет Ануреев.
Главное же, по словам банкира, что в конце 2004 года государство показало всем нам свою способность управлять ценами на ключевые товары — бензин и медикаменты.
Цены же на продукты питания, по мнению Ануреева, можно удерживать, учитывая хорошую рентабельность российского агропромышленного комплекса или перспективы импортного завоза, а также с учетом управляемости нескольких десятков крупных игроков этого рынка. Цены ЖКХ и других естественных монополий повышаются теперь раз в год, что и приводит к январским скачкам инфляции; они будут наблюдаться в январе каждого года.
«Да и Российский комитет по статистике демонстрирует гибкий подход к учету инфляции, — говорит Сергей Ануреев. — В сложившейся ситуации удержать инфляцию – задача для правительства вполне осуществимая».
Однако Александр Буря замечает, что при том, что в целом рост тарифов на транспорт, жилищно-коммунальные услуги понятен и неизбежен, проблема роста цен в этих отраслях экономики усугубляется тем, что структура издержек крупных государственных компаний – естественных монополий, как правило, непрозрачна, более того, они не заинтересованы в снижении издержек.
«Контроль государства над тарифами не может ограничить их рост без существенного улучшения качества управления государственными компаниями, — считает Александр Буря. — Фактически единственным способом борьбы с инфляцией является укрепление национальной валюты, но данный процесс снижает прибыль экспортеров, что приведет к сдерживанию инвестиций и замедлению экономического роста. Поэтому до завершения структурных преобразований в экономике существенное снижение инфляции маловероятно».
Также существенным фактором из прогноза Минэкономразвития является замедление темпов роста ВВП. По словам Шаронова, в 2005 году рост ВВП составит всего 6% в год, что на 1% ниже, чем по итогам 2004 года. Пока государство не поймет, что ему делать с потоком нефтедолларов, поступающих в страну, и как правильно распорядиться деньгами, которые аккумулируются в Стабилизационном фонде, и с инфляцией будет бороться сложно, и темпы роста ВВП будут падать.