Инвесторы российского фондового рынка подняли акции компании «Аэрофлот» более чем на 10%. В соответствии с положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, Фондовая биржа ММВБ вынуждена была приостановить торги взлетевшими бумагами, чтобы охладить пыл покупателей. На момент остановки операций в 14.45 по московскому времени за акцию «Аэрофлота» давали непривычные 47,3 рубля (+14,8% к уровню среды).
Но инвесторы не успокоились. Спустя полтора часа после возобновления торгов продажу бумаг «Аэрофлота» снова приостановили — в 17.10 одна акция стоила 47,2 рубля (+12,2%).
При том, что фактически весь прошлый год бумаги компании топтались на одном месте – 30, максимум 33 рубля за штуку.
Аналитики инвесткомпаний разошлись во взглядах на творящиеся с бумагами «Аэрофлота» дела.
По первой версии, акции авиакомпании могли вырасти на новости о желании Внешторгбанка инвестировать в строительство третьего терминала Шереметьева. В четверг замгендиректора аэропорта Сергей Недорослев и президент банка Андрей Костин подписали соглашение о сотрудничестве. Сколько именно денег собирается выделить Внешторгбанк и на каких условиях, пока не понятно.
Аналитик банка «Зенит» Евгений Суворов говорит, что привлечение к проекту Внешторгбанка — хорошая новость, но не настолько, чтобы так повлиять на торги акциями «Аэрофлота». А начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Наталья Одинцова вообще считает появление Внешторгбанка дурным знаком для национального перевозчика:
«Внешторгбанк — довольно серьезная структура, которая не станет ввязываться в столь крупный проект без гарантий».
«Акции ОАО «Терминал» сейчас такими гарантиями считать нельзя — это пустой актив, в нем пока нет имущественного наполнения».
«Стало быть, банк рассчитывает в дальнейшем стать акционером терминала. И на правах собственника захочет реально контролировать свою собственность. Поэтому «Аэрофлоту» должно быть не все равно, кто и на каких условиях дает деньги его будущему партнеру».
Вторая версия роста акций «Аэрофлота» — приход на рынок стратегического инвестора или желание нынешних акционеров увеличить свою долю в уставном капитале компании. «Участие НРБ (подконтролен депутату Госдумы Александру Лебедеву, владеет чуть более 25% акций «Аэрофлота». — «Газета.Ru») в сегодняшних событиях возможно, — считает аналитик «Брокеркредитсервиса» Ростислав Мусиенко. – Но какой в этом смысл?»
«Если это, действительно, большой заказ на бумаги авиакомпании, то инвестору было бы выгоднее растянуть покупку во времени и не привлекать к себе внимания».
«Повторение истории с «Газпромом» и «Мосэнерго» в случае с «Аэрофлотом» едва ли возможно».
А Евгений Суворов из «Зенита» добавляет: «На рынке можно купить не более 5% акций авиакомпании. Ни НРБ, ни менеджменту, владеющему около 11%, этот пакет ничего не даст, даже дополнительного кресла в совете директоров».
Наиболее вероятной, по мнению Суворова, выглядит версия о спекуляции ряда лиц инсайдерской информацией. В частности, аналитик ожидает, что в ближайшее время появится точная информация о приватизации или неприватизацици «Аэрофлота».
Наталья Одинцова из «Проспекта» в итоге склоняется к тому, что владелец небольшого пакета (в пределах 0,1%) всего лишь решил продать свои акции и поручил брокеру устроить ажиотаж вокруг бумаги, чтобы потом продать с хорошей маржой: «Я не жду позитива по «Аэрофлоту».
В самой авиакомпании думают, что акции растут в ожидании хороших финансовых результатов деятельности в 2004 году. В среду их изучал совет директоров, но до сих пор перевозчик не огласил эти данные. Пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг отмечает, что авиакомпания уже показала свои производственные показатели, вполне вероятно, что на их основании инвесторы рассчитывают на позитив в финансовом вопросе.
Евгений Суворов из «Зенита», основываясь на финансовом отчете авиакомпании за девять месяцев 2004 года, вычислил, что прибыль «Аэрофлота» за весь год составит $185 млн, что на 46% больше, чем в 2003 году ($126 млн).
Таким образом, поведение акций «Аэрофлота» в четверг несколько обескуражило аналитиков: сложно сказать, какая из версий жизнеспособна.
«Не исключено, что бумаги авиакомпании в течение некоторого времени продолжат рост, считает аналитик «Интерфинтрейда» Алексей Логвин. – Но это будет строго спекулятивная покупка. Бумагу еще немного продавят вверх и продадут каким-нибудь наивным инвесторам».
В пользу этого предположения говорит невысокий объем торгов. К моменту остановки по «Аэрофлоту» наторговали чуть менее 0,1% от уставного капитала. По этому результату авиакомпания не входит даже в десятку самых популярных бумаг трейдеров.