Сотворенные Аллахом из бездымного пламени джинны – существа необычайно древние. Свирепые, но суеверные язычники-бедуины предостерегали вольнодумцев от того, чтобы мочиться в ямы в земле: нора могла оказаться прибежищем джинна, который, конечно, не стал бы церемониться с осквернителем. Исламские улемы размышляли над законностью брака джинна с человеком. Мудрый Сулейман паковал их в кувшины, как маринованные патиссоны.
Прочитавший «Тысячу и одну ночь» Лазарь Лагин дал новый поворот истории о джиннах, сделав старика Хоттабыча рабом пионера Вольки. И кто бы мог подумать, что спустя десятилетия, во времена, когда главным демоном исламской мифологии станет не Иблис, а Басаев, на отечественный экран вернется не только бездымное творение, но и пионеры, упакованные в молодежную комедию «Зови меня Джинн».
Накануне Нового года, в разгар сессии, малохольный, но приятный студент терзается от любви к однокурснице-блондинке. Блондинка едет в Гоа вместе с бойфрендом-продюсером, который обещает сделать ее звездой отечественного шоу-бизнеса. Впрочем, пока девушка продюсеру не дает – то ли в ожидании развития карьеры, то ли в ожидании настоящего принца. Печальный студент на скромном мальчишнике открывает банку газировки, и оттуда появляется джинн с повадками честного бандоса, готовый выполнять желания. Первое, разумеется, перенести студента и его друзей на индийский курорт Гоа, к блондинке. Там произойдут приключения с участием русской мафии, которая держит местные рынки, любовь победит шоу-бизнес, а джинн обретет свободу.
Снабженный 3D-анимацией в духе «В поисках Немо» и диалогами в духе «Горячая двадцатка Муз-ТВ» фильм вызывает симпатию в первую очередь концепцией – поехать в Гоа и отдохнуть всей съемочной группой на продюсерские деньги.
Продюсер не в обиде: в Индии все дешево, а молодежная комедия в России — такой жанр, который собирает кассу по определению.
А чтобы было о чем говорить, достаточно режиссера «Бумера» Петра Буслова, сыгравшего собственно джинна.
Аутентичность – главный бусловский пиар-капитал, если не считать очевидного таланта, конечно. Трудно сказать, какое отношение имеет образ брутального держателя пяти коммерческих палаток к успеху и несомненным достоинствам его режиссерского дебюта. Но джинн получился занятный. Сцена, когда его бандит из бездымного пламени тихо плачет в кинотеатре, где показывают индийский фильм, способна временно унять изжогу от мельтешения пионеров по курортным пляжам и от похожих на милых зверюшек туземцев, чья жизненная задача – забавлять туристов, приехавших в лучшее место на земле.
Впрочем, к чему жалобы. Фильм Ильи Хотиненко просто продолжает кампанию по поиску героя нашего времени, Вольки эпохи МТВ, в которой уже поучаствовали «Займемся любовью», «Даже не думай», «Сматывай удочки», «Фабрика звезд» и «Дом с Ксенией Собчак». Усердно наяривая банки с пепси, продюсеры добиваются появления всяких мистических сущностей – не случайно главную женскую роль в фильме сыграла Анастасия Цветаева, героиня симпатичного клипа группы «Звери» «Все, что тебя касается».
Из банок вырывается на волю идеальная, прости господи, молодежь – хоть сейчас в «Спортмастер» за сноубордом и в ларек за газировкой.
В жизни подобных мутантов встретить так же непросто, как Бэтмана.
Однако «Зови меня Джинн» по идее – новогодняя сказка, вроде советских «Чародеев», где вместо технарей в несвежих свитерах – пионеры потребительского спроса. А какой спрос со сказки?