Пока их только пятеро. По сведениям «Газеты.Ru», политического убежища в Великобритании попросил один из основателей группы МЕНАТЕП Владимир Моисеев, которого Михаил Ходорковский называл своим школьным другом, а генпрокурор Владимир Устинов — членом преступной группы и «руководителем финансовых потоков ЮКОСа за рубежом».
Из топ-менеджеров ЮКОСа статуса политических беженцев в настоящее время добиваются бывший руководитель налогового управления компании Алексей Смирнов и зампред правления Александр Темирко.
Кроме них, с просьбой о политическом убежище к британским властям обратились уже уехавшие в Великобританию бывший начальник управления регионального бизнеса ЗАО «Роспром» Наталья Чернышева и бывший главный бухгалтер НК ЮКОС Дмитрий Маруев, по поводу которых российская Генпрокуратура уже прислала в Лондон запрос о выдаче. В конце прошлого года дело об их экстрадиции начало рассматриваться лондонским магистратским судом.
Маруев и Чернышева, которая одно время работала в главном управлении внутренней политики администрации президента под началом Владислава Суркова, обвиняются прокуратурой в хищении 76 млрд рублей из бюджета Волгоградской области.
Впрочем, этим просьбы о статусе политических беженцев не ограничатся. Источник «Газеты.Ru» сообщил, что все скрывающиеся от преследования российских властей сотрудники ЮКОСа и МЕНАТЕПа собираются защищаться по одной и той же схеме. Как только Генпрокуратура России будет направлять запрос об экстрадиции в отношении кого-либо из них, фигурант запроса сразу же обратится с просьбой о политическом убежище.
Стать политическими беженцами и, соответственно, избежать тюремного срока в России у руководства ЮКОСа и МЕНАТЕПа, скорее всего, получится.
Во всяком случае, об этом на пресс-конференции в Страсбурге заявил член британской делегации в ПАСЕ Малколм Брюс, который первым и сообщил сенсационную новость о том, что совет директоров ЮКОСа попросил политического убежища в полном составе. Правда, последняя информация изначально выглядела преувеличенной хотя бы потому, что сложно представить, зачем становиться беженцем нынешнему председателю совета директоров Виктору Геращенко, который занял пост в компании с намерением уладить конфликт с властями, или Стивену Тиди, который является американским гражданином. Кроме последнего, в совете директоров достаточно и других иностранцев.
Преувеличение британского парламентария подтвердила и адвокат Михаила Ходорковского Каринна Москаленко, сказав, что, по ее сведениям, речь идет всего о нескольких сотрудниках компании и что рассмотрение их просьб начнется в ближайшее время. По словам Москаленко, за помощью к британским властям могли обратиться и иностранцы, входившие в правление. Только в этом случае речь шла бы не о политическом убежище, а о защите от экстрадиции, поскольку российская Генпрокуратура теоретически может захотеть судить их за нарушения, совершенные на территории России.