Фестиваль Art Digital, хотя и включен в программу московской биеннале современного искусства, успел уже обзавестись собственной биографией, пускай коротенькой. Правда, год назад его премьера в галерее M`АРС ажиотажа не вызвала: ну, мастерит молодежь разных стран какие-то виртуальные поделки, выдавая их за произведения искусства. И не такое видали. В этот же раз произошел качественный рывок, заставляющий отнестись к мероприятию всерьез. Как ни парадоксально, происходит такое вследствие большего легкомыслия устроителей. Нынешний Art Digital, получивший причудливое заглавие «Я кликаю, следовательно, существую», взял прицел на игровую ситуацию. Работы отбирались по незатейливому критерию: чем больше похоже на стрелялку или головоломку, тем лучше. Не сказать, чтобы все экспонаты оказались веселыми и увлекательными, но тенденция довольно ощутима.
Грех занудства, нередко присущий актуальному искусству, здесь во многом преодолен.
Уже на входе зрителя поджидает интерактивная «Иконоборческая игра» от итальянца Лоренцо Пиццанелли. Ступаешь на коврик, топчешься на нем – и участвуешь тем самым в экранном надругательстве над музейными экспонатами. Мону Лизу жалко, но она ведь не настоящая. А еще можно поглумиться над киноклассикой. Проект Сергея Тетерина «Кино из мясорубки» предлагает собственноручно «прокрутить» фильмы братьев Люмьер или что-нибудь из Дзиги Вертова, причем прокрутить буквально – вращая ручку обыкновенной механической мясорубки. В другом случае к шедевру, а именно к малевичевскому «Черному квадрату», проявлен до того безграничный пиетет, что дело пахнет фарсом. Речь про инсталляцию под названием «Meart и черный пиксель»: изображение квадрата транслируется в лабораторию в Атланте, где оно трансформируется в электрические импульсы, которые в свою очередь оказывают воздействие на живые клетки, а реакция этих самых клеток выдается в виде графика снова в Москве. Бесстрастные роботы вычерчивают кривые, якобы в развитие заветов Малевича. Трудно придумать что-нибудь более уморительное на тему супрематизма.
В галерейных залах обыгрывается многое – голливудская эстетика, исламская проблематика, имперская апологетика.
Например, Мизин с Шабуровым пытаются выдать круг копченой колбасы за гигантскую анаконду, обвивающую Кремль – для этого понадобились собственно колбаса, открытка с кремлевским видом и проектор. Ощущение в меру натуральное и шизоидное. А поляк Янек Симон додумался до того, что превратил молитвенный коврик в игровую приставку: при помощи джойстика можно поиграть в войнушку между элементами орнамента. Гипнотически действует на зрителя компьютерное видео от швейцарской группы Collectif Fact: после некоторого ожидания над ночным хайвэем пролетают автомобили, будто гонимые ветром листья или обрывки бумаги. Лаконично и завораживающе.
Попытки глубокомыслия на фоне подобных аттракционов чаще всего удручают. Разве что испанец Хорхе Космен в своей двухканальной видеоинсталляции под поэтическим названием «Скитаясь, мы проводим ночь – нас пожирает пламя» сумел превозмочь философский посыл и устроить пусть малопонятное, но сильнодействующее зрелище. У других — чем дальше от забавы, тем тоскливее. Если куратор Антонио Джеуза оставит игровую концепцию в силе для следующего раза, у него будет возможность довернуть репертуар до состояния тотальной развлекухи. Правда, тогда фестивалю придется расстаться с амбициями насчет высоколобости. Этого, скорее всего, не произойдет. А зря. Лучше стать фабрикой нехитрых удовольствий, чем лабораторией по производству скучных интеллектуальных ценностей. В этой сфере удачи, по обыкновению, столь редки, что придется захламлять выставку эрзацами. А эрзацы не вдохновляют, хоть даже сделаны они при помощи новейших технологий.
Art Digital. «Я кликаю, следовательно, существую». В Центре современного искусства М`АРС (Пушкарев пер., 5) до 28 февраля.