По крайней мере, так видит себе будущее Счетной палаты (СП) ее нынешний председатель Сергей Степашин. Любопытно, что меры по усилению роли СП предложены им после того, как он покинул должность главы палаты.
Похоже, Степашин искренне верит в свою незаменимость. В понедельник об этих «наполеоновских планах» он рассказал президенту Владимиру Путину в ходе встречи в Кремле.
«Мы принципиально меняем нашу работу, уходим от мелкотемья, — заявил Сергей Степашин. — Мы будем смотреть, насколько эффективны вложения бюджетных средств в те или иные проекты не с точки зрения целевого или нецелевого расходования средств, а с точки зрения того, нужно или не нужно было эти деньги вкладывать».
В федеральном законе о Счетной палате действительно написано, что она должна «осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности» (ст. 3 ФЗ «О Счетной палате РФ»). Но до сих пор это означало лишь контроль за целевым и нецелевым использованием бюджетных средств, и Счетная палата была грозой региональных властей — на большее мощи Степашина, как он ни пыжился, не хватало. Новая, более широкая трактовка прописанных в законе полномочий СП, высказанная в понедельник ее председателем, открывает контрольному органу широкие возможности, какие некоторым министерствам могут только сниться.
Участие в оценке нужности тех или иных проектов ставит СП на один уровень с правительством, если не выше. Не очень понятно: то ли сначала правительство на заседании принимает решение по тому или иному проекту, а потом свое самостоятельное решение выносит Счетная палата, то ли, прежде чем вынести решение, министры со Степашиным советуются.
Перспективы радужные. В их свете то, что сейчас считается основными обязанностями СП: контроль за тем, чтобы бюджетные средства утекали только туда, куда укажет правительство в проекте бюджета, — любому покажется рутиной. Показалось и Степашину. И он великодушно согласен переложить эти полномочия целиком на Минфин, с которым и сегодня их делит.
В приступе великодушия Сергей Степашин даже признал, что сил у СП на то, чтобы присмотреть за всеми, не хватает: «Тысяча человек на всю страну работают в Счетной палате, поэтому все объекты не охватишь. Тем более есть контрольно-ревизионное управление Минфина, соответствующие органы в администрации президента».
Выпад Сергея Степашина можно оценивать по-разному. Маша Липман из Московского отделения Фонда Карнеги считает, что заявление председателя Счетной палаты сделано «по указке сверху».
«Важно, что в этом заявлении проявилaсь неудовлетворенность высшей власти страны теми бюджетными проектами, которые имеются в распоряжении правительства на сегодня», — считает эксперт.
По ее оценке, они действительно оставляют желать лучшего. «Нынешняя власть – в самом широком смысле слова – некомпетентна. И эта проблема уже всерьез волнует Кремль», — отметила Мария Липман. В качестве двух самых ярких провалов нынешнего руководства страны она назвала его действия в ходе выборов президента Украины, а также реализацию закона о монетизации льгот. Поскольку в России строится вертикаль власти – «модель, противоположная демократическому устройству», – все проблемы власть пытается решить через усиление контроля. «Идея с усилением Счетной палаты тоже лежит в этом русле», — заявила Мария Липман «Газете.Ru».
Правда, большинство экспертов полагают, что заявление Степашина не было продиктовано ему сверху – оно исходило от самого председателя, от его искреннего, горячего и давнишнего желания усилить СП, во главе которой он так хочет остаться. Это желание лежало в основе известного, хотя и не опубликованного пока доклада СП об итогах приватизации 90-х годов.
Эта «бомба» могла бы использоваться Степашиным в двух целях. Во-первых, доклад поднимал значимость СП в глазах президента, внимание которого к ней, по мнению президента фонда ИНДЕМ Георгия Сатарова, ослабло по сравнению с 2000 годом. Во-вторых, считает руководитель аналитической группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин, скандальный доклад мог стать для Стпешина стартовой площадкой для возобновления политической деятельности. Но тут Степашин просчитался: прославиться и поднять статус СП не получилось. Доклад пока решено не обнародовать, государство решило подвесить его как своего рода дамоклов меч над головой крупного бизнеса.
Если его все же разрешат обнародовать (а сейчас говорят, что это случится весной; ранее называли июль, потом сентябрь и так далее прошлого года), Степашин упрочит свое положение, пояснил «Газете.Ru» Виталий Седнев из департамента политического консультирования ЦКТ «PRопаганда». «Заявления о необходимости расширения полномочий Счетной палаты – это пиар-ход, призванный представить Степашина как деятеля государственного масштаба».
Политолог отметил, что догадки о «руке Абрамовича», сыгравшей якобы не последнюю роль в том, что доклад о приватизации пока не обнародован, не так уж фантастичны. «Идет взаимовыгодная игра в поддавки – для наблюдателей Абрамович предстает в качестве защитника и опоры крупного капитала, а Степашин — в качестве деятеля государственного масштаба», — считает Виталий Седнев.
Эксперт не исключает, что борьба Степашина за более высокий статус СП – начало более масштабной борьбы – за кресло премьер-министра, которое может освободиться уже в текущем году.
Заместитель директора Центра политических технологий Борис Макаренко отмечает, что в борьбе за статус СП Степашин до последнего времени преуспевал. Изменения в законодательстве, согласно которым председателя СП назначает президент, поставили Степашина в один ряд с «президентской номенклатурой» – премьер-министром, генеральным прокурором и главой Конституционного суда. Правда, эксперт не уверен, что Счетная палата станет неким монстром, контролирующим все и вся и зажимающим все инициативы министерств. «В конце концов, у нас есть закон о Счетной палате», — сказал эксперт «Газете.Ru». Но этот закон Степашину один раз уже удалось изменить.