В новый 2005 год правительство Михаила Фрадкова вступает практически с тем же багажом нерешенных задач, что и в марте, когда оно только формировалось. Реорганизационный период, в течение которого вновь образованные органы исполнительной власти должны были начать полноценно работать, несколько затянулся. Вместо того чтобы закончиться к маю-июню, как требовал Михаил Фрадков, он продолжается по сию пору.
На бумаге административная реформа выглядела очень красиво. Четкая трехуровневая система «министерства — службы — агентства» с раз и навсегда установленной иерархией и разделением обязанностей. Министерства имеют право законотворческой деятельности, службы исполняют контроль за исполнением закона, агентства оказывают услуги. Многим министерствам в горячке административной реформы не удалось сохранить свой статус – им пришлось перейти в разряд служб и агентств.
На деле разделения обязанностей не произошло. Почти до конца лета неразбериха между службами, агентствами и министерствами была такая, что вся работа над важнейшими законопроектами встала.
«Реорганизация правительства стала его основной проблемой. Сама эта реорганизация была залогом его неудачи», — заявил «Газете.Ru» директор Международного центра гуманитарно-политических исследований Вячеслав Игрунов.
Уже и сами «затейники» административной реформы признают, что она не удалась. Один из ее разработчиков бывший замминистра, ныне руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев заявил, что реформа реализована на 10–15%, а вице-премьер Александр Жуков сообщил недавно, что административная реформа находится только в самом начале.
Между тем конца ей не видно. Минэкономразвития подсчитало, что в ближайшее время необходимо подготовить около 2 тыс. стандартов государственных услуг и порядка 3 тыс. административных регламентов. А уж потом браться за остальное.
«Правительство продолжает напоминать Ноев ковчег. Мы видим конфликт на конфликте — даже по незначительным поводам. Каждое заседание правительства превращается в скандал. У Грефа одна программа действий, у Фрадкова – другая. Один говорит о либеральных реформах, другой — o развитии частно-государственного партнерства, а это две большие разницы», — сказал «Газете.Ru» директор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов.
Административная реформа буквально парализовала исполнительную власть. «Паралич исполнительной власти в плане неспособности претворять в жизнь принятые решения приобрел гипертрофированные формы», — считает Михаил Дмитриев.
Прямым следствием этого паралича стало торможение основных реформ в стране. За год реформа газовой отрасли не сдвинулась с места. Решения по реформе электроэнергетики откладывались до последнего и в конце концов были приняты в виде, сильно искажающем ее первоначальный облик. Вопрос о приватизации ОГК пока не обсуждается, зато уже принято решение о создании единой гидроОГК, что не очень-то сочетается с первоначальным планом создать конкурентный рынок в отрасли.
Что касается налоговой реформы, то здесь, кроме довершения начатого еще правительством Михаила Касьянова – снижения ставки единого социально налога, не произошло ничего заметного. Наоборот, действия правительства скорее шли вразрез с заявленной ранее идеей реформы – снижение налоговой нагрузки и расширениe налогооблагаемой базы. О дифференциации налога на добычу полезных ископаемых уже никто не говорит серьезно. Государство фактически отказалось от обязанностей по возврату налога на добавленную стоимость (НДС).
Помимо этого ужесточается администрирование сбора налогов. Последние предложения Минфина – электронные счета-фактуры – по уровню контроля ничем не уступают нашумевшему предложению НДС-счетов. Поскольку к процессу контроля паланируется подключить электронные системы банков, можно сказать, что создается даже более полицейская система. Что же касается дальнейшего снижения НДС, то от него хоть и не отказываются, но осуществлено оно будет не ранее 2006 года и с отменой всех льгот по этому налогу, действующих сейчас.
Экономический советник президента Андрей Илларионов в качестве единственного достижения российского правительства смог назвать постановление, разрешающее гражданам России не регистрироваться по прибытии в города России в течение 90 дней. Но за это, подчеркнул Илларионов, большое спасибо украинским товарищам, которые сначала выбили эту норму для своих граждан, и нашему правительству не оставалось ничего, как уравнять россиян в правах с украинцами.
Создается впечатление, что машина, которую планировал создать президент Путин (кстати, он пока от прямой критики правительства воздерживается), формируя новое правительство, пока работает на холостом ходу.
Ей созданы все условия – Госдума готова одобрить все, что ей представят, но правительство оказалось плохим работодателем. Вот выдержка из выступления спикера Думы Бориса Грызлова по итогам работы Думы в этом году: «Государственная дума четвертого созыва приняла ряд принципиально важных законов, решения по которым не принимались годами. Среди них – законы о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, об ограничении рекламы пива и другие».
Вот, оказывается, чего годами ждала российская экономика.