Андрей Илларионов считает, что в 2004 году «сменилась модель развития России как в экономическом, так и в политическом смысле — осуществлен переход от инерционной модели к интервенционалистской с резким вмешательством государства в экономическую политику».
Вмешательство это, по оценке советника, некомпетентное и зачастую осуществляется «чиновниками, не имеющими к экономике никакого отношения» — тонкий намек на силовиков и работающих в связке с ними налоговиков. Смену модели развития Андрей Илларионов назвал «событием года».
Самым ярким примером этого процесса советник президента считает «завершение разгрома лучшей нефтяной компании страны — ЮКОСа». Он прямо противоречит своему патрону Путину, который несколько дней назад заявил, что аукцион по продаже активов «Юганскнефтегаза» и последующая покупка «Роснефтью» компании — победителя аукциона «Байкал Финанс Груп» были совершены «абсолютно рыночными способами».
Советник президента назвал все операции, связанные с покупкой активов «Юганскнефтегаза», «аферой года». «Раньше мы такие операции наблюдали среди наперсточников, а теперь такие действия совершают компании со стопроцентным государственным участием», – сказал Илларионов.
Не менее резкую оценку получили и политические инициативы, выдвинутые властью. Новый порядок избрания губернаторов и повышения порога численности политической организации для ее регистрации как партии. Эти инициативы, считает Илларионов, ограничивают конкуренцию в политической сфере так же, как действия властей в отношении ЮКОСа – в экономической. «А ограничение конкуренции приводит только к одному – застою», — подчеркнул советник президента. Именно это и грозит российской экономике в ближайшие десятилетия. Кризиса, подобного тому, что разразился в 1998 году, в стране не будет – российской экономике уготована долгая стагнация. «В данный момент я не вижу факторов, могущих изменить ситуацию», — заявил Илларионов.
«Перекресток, на котором мы могли пойти вправо или влево, или вперед, пройден, выбор уже сделан. Он (перекресток. — «Газета.Ru») у нас за спиной, и мы живем уже в другой стране с новой экономической политикой, новой идеологией и новыми ориентирами», — считает советник.
Главным и самым заметным следствием смены модели развития стало существенное ухудшение экономической политики правительства. По подсчетам Илларионова, кабинет министров вносит отрицательный вклад в экономическое развитие страны – в 2004 году стараниями правительства темп роста ВВП составил на 3,1% меньше, чем мог бы, учитывая «беспрецедентно благоприятную внешнюю конъюнктуру».
Илларионов заявил, что правительством «выбрана популистская интервенционная политика», и «удвоение ВВП России в ближайшие 10 лет не грозит».
Не очень понятно, как тотальная критика действий правительства и Кремля (а политические реформы — целиком дело рук администрации президента) совмещается у него с работой на тот же самый Кремль. Поэтому первой реакцией на откровения Илларионова стало обсуждение того, не являются ли они «красивой отставкой убежденного либерала».
Советника так прямо и спросили: в отставку собираетесь? Илларионов уклонился от прямого ответа. «Ничто из того, что я делал, занимая в течение пяти лет пост советника, не свидетельствует о том, что я цепляюсь за эту должность», — сказал Илларионов.
В то же время на вопрос, не ожидает ли он от президента, что его «попросят», советник ответил так: «Я — советник президента, а не подрывник президента. Мы же не в боярской стране живем, где присягаешь на верность и служишь одному человеку». Тем более, отметил советник, люди, работающие и в самой администрации, и в правительстве, «не отделены стеной», и «имеющие уши» понимают, что происходит в стране.
Мнения экспертов о том, следует ли Илларионову подать в отставку после громких разоблачений, разошлись.
«Когда степень несогласия с общим курсом, проводимым властью, достигает такой значительной степени, принято уходить в отставку. С другой стороны, Андрей Илларионов не является министром, он не ответственен за решения, которые принимает правительство, поэтому в безусловной форме это правило к нему нельзя отнести», — сказал «Газете.Ru» директор Международного института гуманитарно-политических исследований Вячеслав Игрунов.
«Хорошо, когда критика раздается, и раздается из уст советника президента: это значит, президент такую критику готов выслушивать», — продолжил он.
Директор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов, в свою очередь, предположил, что критика эта не совсем бескорыстная. «Меня многое смущает. Непонятно, почему господин Илларионов остается работать в администрации президента, если он совершенно не разделяет проводимый властью курс. Возникает впечатление, что он выполняет определенную ролевую функцию, призванную показать Западу, что и у нас, несмотря ни на что, гласность есть», — заявил «Газете.Ru» эксперт.
Что касается содержания выступления советника, аналитики почти во всем с ним согласны.
«Год действительно оказался значимым в плане смены экономической парадигмы. От либеральной модернизации мы переходим к силовой мобилизации», — считает Симонов.
Он отметил, что за весь год правительство не провело заметных реформ, в том числе в естественных монополиях. А Игрунова беспокоит состав самого правительства. Путин недавно сказал, что нынешний кабинет — «это люди, которые думают одинаково, одними и теми же категориями, и в этом смысле, конечно, они являются одной командой». По мнению Игрунова, «нынешнеее правительство является командой только в том смысле, что его члены сплочены вокруг президента, но этого недостаточно, чтобы быть правительством». Игрунов считает, что главным критерием при формировании была преданность в ущерб профессионализму.