— Глеб Олегович, поздравите ли вы Ющенко?
— С успешным захватом власти? Еще чего... И я никогда не любил «народных президентов». Я поздравил с победой кое-кого из своих знакомых с той стороны. И то потому, что мне не важны их политические взгляды, равно как им – мои. Но раз в жизни победить важно, как родить ребенка.
— Как вам третий тур?
— Поправки к закону о выборах реально отсекли два миллиона немощных и старых от возможности проголосовать. За сутки до голосования ввели сложную и нарочито издевательскую процедуру, по которой людям, чтобы проголосовать дома, пришлось ходить за справками. Как минимум семь человек просто умерли на участках. Фальсификации ли это? Не знаю, скорей сговор системы с новым хозяином. Со стороны ребят с майдана это сознательная линия — оттеснить и подавить стариков и рабочих. Это такой молодежный расизм. Почитайте их форумы. Зато на юге Украины я видел низовой взрыв активности: в Крыму, в Одессе. Она связана не столько с личностью Януковича, сколько с поздним осознанием угрозы – катится каток. Но были и явные фальсификации. Отсечение пожилых и больных должно было равно снизить явку повсюду, и та на востоке упала, зато в западных регионах выросла. Ну, это ожидаемый вброс. Но не думаю, что вбросом целиком объясним отрыв. Весь конформистский электорат тоже должен был перейти к Ющенко, поданному как неизбежный Кучма-2.
— За счет чего Ющенко победил на этот раз?
— Киевская революция плюс переход аппарата к нему. Но я бы построил вопрос так: за счет чего уступили Янукович и его коалиция? Очевидно, что слабость в политической конструкции кампании Януковича. Кучмисты архаично продвигали согласованного кандидата «через выборы», на базе закулисных договоренностей. Это обрекало кандидата на неподвижность и зависимость от лавирующего Кучмы. Президент, понятное дело, использовал эту свободу рук на все сто процентов.
— Президент Кучма вообще, по-моему, проявил небывалый талант дипломатии и в политическом отношении грамотной хитрости.
— В смысле, что отстоял для себя дачу и яхту?
По-моему, даже президент Каримов отметил, что господин Кучма перехитрил сам себя. Тем не менее Янукович оказался заложником этого закрытого, камерного стиля украинской политики с приживалами, лизоблюдами и предателями в роли обслуги.
Но давайте лучше ругать политтехнологов, эти вообще легкая мишень. Задача для них ставилась очень сложная: продвижение кандидата путем выборов, в условиях нарастающей разбалансировки политического процесса. То есть политтехнологи (там были и украинские, и российские специалисты) разрабатывали стиль для кампании, поле из-под которой уходило. Вот как этот российский чартер на Мальдивах, который выруливал на взлет, когда полосу уже сносило цунами. Вроде бы готовили кампанию, но не для своей страны.
— Вы разделяете в числе других ответственность за поражение Януковича?
— Да, но как политик, а не как политтехнолог. Увы, я не работал во второй роли на Украине. Политически о многом жалею, о чем попозже расскажу. Например, недооценка новой роли Евросоюза на постсоветском пространстве. Нужны разборы, а пока стоит брань, которая, как известно, на вороту не виснет.
— А вы чем занимались?
— Был на связи с группой политиков, которая выдвигала Януковича. Увы, этого мало. Надо иметь полномочия принимать решения.
— То есть в этой кампании все решали политические кланы?
— Политическую рамку политики оставляли за собой. Политтехнологам оставляли детали кампании. Например, Марат Гельман разработал кампанию контрпропаганды. Она была в целом реализована, но едва ли соответствовала ситуации.
— А вот с точки зрения политтехнологий кандидат был правильно выбран? Он был раскручиваемый?
— Политтехнологи не выбирают кандидатов. Он был выбран своей командой и стал популярным политиком. Поддержка кандидата Виктора Януковича выросла с трех до пятнадцати миллионов за год. Полстраны получили своего лидера. Как личность он, конечно, нелегкий человек.
Легче работать с пластичным, внутренне артистичным человеком, который ценит игру, как Ельцин, Блэр или Путин. Но кандидаты не обязаны быть легкими: большинство терпеть не могут все, что происходит в кампании, и им с трудом удается это скрыть. Янукович относится к этим «нелюдимам».
Но теперь его же высокий результат во всех трех турах – это прямой вызов ему самому же. Сможет ли он подтвердить, что у юга и востока появился новый лидер? Люди ждут лидера. Юго-восток выступил против Ющенко как врага разнообразия, как покушения на личный суверенитет. Сегодня появился запрос на нацию, на новое национальное самоопределение на Украине. Я о нем много раз говорил штабным. Наверно, следовало на нем настаивать более жестко и говорить, что без этого кампания не сработает. Но об этом не хотели даже слышать. Что же, сегодня есть одна страна и два проекта единой украинской нации.
— Политтехнолог Сергей Марков рассказал «Газете.Ru», что олигархи российские мало денег давали на выборы, поэтому такой результат. Что, денег действительно не хватало?
— А разве российские олигархи на что-то давали деньги? Не думаю. Наверное, просто что-то списали «на Украину». Восток шел на выборы за свои, это ведь еще и зажиточная, производящая Украина. Политический класс юго-востока — это производительный класс украинской экономики. Но во многом в кампании Януковича деньги тратились неправильно.
— Куда много и куда мало?
— Очень много денег шло на финансирование бюрократчески понимаемой инфраструктуры кампании: на «обогрев» штаба Януковича и бесчисленных его местных подразделений. Якобы издавались десятки миллионов экземпляров продукции, которую никто не видел. Думаю, не обошлось без приписок, мелкого воровства и прочего, которое складывается в космические суммы по всей стране.
— Какие задачи стоят перед Ющенко в первую очередь?
— Обычные задачи захватившего власть: легитимизация, усмирение несогласных и освобождение от собственных соратников. Кучмовская система власти в Украине устроена чрезвычайно жестко. Политическая реформа по задумке ее авторов должна демонтировать эту жестко вертикальную конструкцию. Однако в окружении Ющенко уже сегодня раздаются призывы повременить с ней. Уже слышны провокационные заявления со стороны команды Ющенко о том, что в его отравлении есть российский след. Поэтому я не хочу сегодня никого в Киеве критиковать: люди под ударом.
Силовики украинские (это их переход к Ющенко обеспечил ему прикрытие) нравами почище нашей вокзальной милиции.
Еще с советских времен украинские кадры госбезопасности славились садизмом и криминальными наклонностями. Для многих политиков там возникает небезопасная обстановка. Один из аналитиков штаба Ющенко мне говорил, что после выборов намерен допросить украинских политологов на предмет связей со мной.
А на днях на Пятом канале – агитпропе Ющенко — меня прямо обвинили, что это я и подготовил его отравление. Все так забавно снято, с выдумкой и инсценировками… Студенты ВГИКа, думаю, в Москве снимали. Называются фамилии людей – известных украинских политиков, которым я вот так и поручал покушение, по телефону... В общем, примерно ясно, как они намерены разбираться с юго-востоком.
— Российские политтехнологи после такого результата будут работать на Украине?
— Поражение, как известно, всегда сирота. Знаете, вопли о том, что теперь России надо покаяться и отовсюду уйти, — это обычное явление. Никто ниоткуда не уйдет, и эти выборы не последние. Предстоят выборы в парламент, в раду. Есть предложения. У меня есть знакомые, которые работают даже в Сомали. И ничего, там тоже демократия, очень им нравится. Прессе нужен колоритный виновник — пускай. Политтехнолог всегда хорошо к этому подходит, поскольку говорит вслух вещи, невыгодные избираемым политикам. Возникает ощущение, что есть группа людей, которые сосредоточены на грязной стороне жизни и к тому же вертятся всегда на виду. Есть только одно абсолютное преступление для политконсультанта – перепродать свой контракт с клиентом его врагу. А потом с двойным гонораром — от тех и этих — уехать домой и рассказывать, какие они там все в штабе идиоты. Это Иудин грех, и, к сожалению, этого не избежал кое-кто из москвичей, работавших на Януковича.
— Как, на ваш взгляд, будет строиться политка России по отношению к Украине? Россия будет вкладывать политические и финансовые силы на развитие оппозиции в лице Януковича или союзных ему сил?
— Я бы вам не посоветовал вкладывать финансы ни в какую оппозицию. (Смеется.) Лучше храните их в ценных бумагах. России предстоит серьезное переосмысление своей доктрины внешней политики и в СНГ. Очень важно заново оценить испытанную нами угрозу попыток ограничения влияния России. Заново критически рассмотреть концепцию поддержки действующих режимов. Это же не священная корова: всегда ли во всех случаях мы должны поддерживать действующего президента и всегда ли того следует воспринимать в виде единоличного представителя всего общества? И здесь важен пример Украины, где мы уже сегодня начинаем выстраивать особые многополюсные отношения с разными партиями, регионами, культурными общинами. Пора объяснить им, а чего мы, собственно, ждем от друзей? Какие ценности отстаиваем? Недооценка этого компонента – это, безусловно, и моя вина. Тема того, за что я несу ответственность, для меня чрезвычайно актуальна. Но я не могу сейчас критиковать некоторых людей, так как они сегодня находятся там, а значит, под ударом. Подробнее я смогу признаваться в своих и чужих ошибках уже после Нового года.