Законопроект о магистральном трубопроводном транспорте относится к числу законодательного долгостроя. Первые нормы были внесены в виде специального раздела в проект закона «О нефти и газе» 1995 года.
В 1999 году прошло первое чтение уже самостоятельного законопроекта. С тех пор он бродил по кабинетам чиновников и бизнесменов. Поскольку правовая система страны за это время поменялась, то рабочей группе комитета по энергетике Госдумы, ответственной за судьбу закона, пришлось практически переписать его заново. Переделенный закон был представлен на суд энергетической общественности.
На парламентские слушания пришли все слои российского бизнес-сообщества – представители естественных монополий, независимые производители, чиновники, региональные власти и иностранные инвесторы.
Их позиции сошлись лишь в одном: необходимо усилить безопасность трубопроводов.
«В новом законопроекте необходимо учесть меры по защите магистралей от террористической деятельности», — заявил, например, начальник департамента по транспортировке «Газпрома» Богдан Будзуляк.
А вице-президент «Транснефти» Юрий Лисин рассказал, что если в 2002 году было зафиксировано 304 несанкционированных врезки в трубопроводы, то в 2004 году их стало 540.
Старший вице-президент «Транснефтепродукта» Сергей Макаров и вовсе признал, что на каждые 100 км продуктопровода случается одна врезка. Все монополисты потребовали внести в Уголовный кодекс меры наказания за повреждения трубы, а Сергей Макаров даже предложил разработать и внести в новый законопроект о магистральном труботранспорте положение об охранной зоне вокруг трубопроводов, запрещающее самовольные строения вокруг трассы.
По всем остальным вопросам мнения присутствующих разошлись. Началось с обсуждения форм собственности на трубу. В «Транснефти», например, считают, что она должна быть только государственной. «Частные трубопроводы нецелесообразны. Лишь госконтроль может обеспечить как интересы частников, так и государства», — поведал Юрий Лисин.
«Частные трубопроводы должны быть разрешены», — требовал советник по экономическим вопросам Нефтяного совещательного форума Валерий Филяев. Он же предложил внести в текст оговорку, по которой изменения прав собственности на трубу возможны тогда, когда это не противоречит ранее принятым законам.
Рабочей группе предложено пока записать, что магистральные трубопроводы могут находиться в частной, государственной и иных формах собственности, но госконтроль над ней сохранится.
Для этого долю участия государства в уставном капитале собственника газопровода предлагается определить как не менее 50% плюс одна голосующая акция, для магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов — в размере не менее 75% общего количества акций.
Долю иностранных физических и юридических лиц в уставном капитале собственника предлагается ограничить 20%.
Между тем на ремонт трубопроводов нынешний собственник – государство – вынуждено выделять все новые средства. «Газпром», например, на капремонт в 2003 году выделил 48,4 млрд руб., в 2004 году – 53,1 млрд. Поскольку средний возраст магистральных газопроводов составляет 22 года, а потребности в перекачке в связи со все увеличивающейся добычей растут, встает вопрос о строительстве новых.
Объем инвестиций «Газпрома» на развитие систем газоснабжения в 2004 году составил всего 3,52 млрд руб., тогда как стоимость только одного проекта газопровода для поставок природного газа с Ковыктинского месторождения в Иркутской области в Южную Корею и Китай составит порядка 300 млрд руб.
Впрочем, новый законопроект предполагает, что «развитие магистрального трубопроводного транспорта может осуществляться за счет государственных и частных капвложений».
Так что собственность будет государственная, а инвестиции – частные.
С таким «частно-государственным партнерством» согласны далеко не все. Против него, например, возражал Михаил Ходорковский, предлагавший построить частный нефтепровод до Мурманска. Где теперь пребывает господин Ходорковский, трубостроители прекрасно знают, так что шансы на реализацию «частно-государственного партнерства» есть.
Правда, рабочая группа предусмотрела для инвесторов газопровода преимущественное право доступа в трубу, но оно стоит на самом последнем месте в списке преференций, и не факт, что ко второму чтению не исчезнет вовсе.
А настоящими преимуществовами будут пользоваться те, чьи поставки осуществляются по международным договорам и соглашениям, кто поставляет газ по регулируемым ценам, а также осуществляет поставки организациям, производящим тепловую и электрическую энергию.
Нетрудно догадаться, что все эти положения коснутся прежде всего «Газпрома».
Возмещение же затрат инвестора предполагается осуществлять за счет снижения тарифов на транспортировку (для несобственников) и путем установления надбавки к тарифу (для собственников).
Денис Волков из Федеральной службы по тарифам считает нужным предусмотреть возможность установления долгосрочных тарифов. Как это будет осуществляться при инфляции в 12% и падении доллара, непонятно.
Что касается вопроса, как обеспечить недискриминационность доступа к трубе, то, по мнению члена правления «Газпрома» Богдана Будзуляка, «собственник должен оказывать услуги по транспортировке, если есть свободная мощность». Он предложил определить ее как «техническую возможность по транспортировке, появляющуюся после того, как будет прокачена продукция собственника».
А замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин пояснил, что общий подход ФАС будет состоять в определении экономических и финансовых условий деятельности каждого субъекта и регулировке их ссылками на конкретные постановления правительства: «Из договорных отношений мы перейдем к отношениям, регулируемым постановлениями правительства. Этот подход хорошо зарекомендовал себя в электроэнергетике, надо перенести этот опыт на трубопроводы».