Самый большой в мире орган схож с самой большой пушкой и самым большим колоколом: те не стреляют и не звонят, этот практически не играет. Он находится в торговом центре в Филадельфии, у него шесть мануалов, 28 тысяч труб, 457 регистров, почти триста тонн… Однако использовать все это невозможно, его необходимо настраивать непрерывно, и пока настраивается одна часть, другая как раз расстраивается.
Самый же красивый орган выбрать невозможно. Во-первых, здесь слишком много зависит от вкуса, от специализации органа (есть такие, на которых хорошо играть барокко, или немецких романтиков, или французскую музыку). А во-вторых, их ведь чудовищно много: органы есть в каждой хоть сколько-нибудь старой католической церкви в Европе, не считая старинных немецких протестантских кирх. Некоторые считают, что звук церковных органов в среднем гораздо интереснее и красивее, чем концертных.
Впрочем, точно можно сказать, что самый современный и самый странный орган находится в Концертном зале Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, построенном Фрэнком Гери. Орган полностью соответствует постмодернистскому облику здания, напоминая скорее взрыв на органной фабрике.
Построила его немецкая фирма «Глаттер-Гёц». Она же в консорциуме с другим органостроительным предприятием «Клаус» построила, привезла, смонтировала, отладила и настроила новый орган в Московском международном доме музыки.
Этот орган нам обещали еще до революции, то есть до того, как к власти в ММДМ пришел Спиваков. После оной революции орган был самым главным заклинанием новой администрации, важнее дружбы с правительством Москвы и удаления инородной стекловаты из-под акустического паркета. Орган должен стать самым большим, самым красивым, самым мощным в Москве и одним из лучших в мире.
Самым непосредственным образом он должен повлиять на акустику зала, на бесконечный ремонт и доводку этого совсем еще нового помещения, на репертуарную политику одной из крупнейших исполнительских площадок города, на внешний облик зала, на гастрольный график – в общем, на все. От этого жизнь должна была стать гораздо лучше.
Орган наконец построили и настроили. Статистика его поражает воображение.
У него четыре мануала (ручной клавиатуры, проще говоря), 84 регистра, педальная клавиатура и около шести тысяч труб, причем самые большие из них около десяти метров в длину. В соответствии с современной модой его горизонтальные трубы (они называются шомады — военные трубы, фанфары) вынесены за фасад. Нужны эти трубы для извлечения резких и громких звуков, в Большом зале консерватории они тоже есть, но там они спрятаны за фасадом. Новый орган выстреливает ими прямо в зал. Кроме того, у него есть компьютер, который запоминает сочетания регистров, приоткрывает и прикрывает в нужных местах заслонки, обеспечивая увеличение и уменьшение громкости звука, всячески облегчая жизнь органисту. Это самый большой орган в России, хоть и не самый большой на пространстве бывшего Союза – знаменитый рижский орган Домского собора больше.
21 декабря состоится официальная церемония открытия, инаугурации органа. Кроме торжественного перерезания ленточек и продолжения заклинаний, в Доме музыки будет довольно интересный концерт. Ради открытия нового органа, который имеет все шансы стать одним из всемирно известных инструментов, в Москву приедет Томас Троттер, Городской органист Бирмингема, органист Вестминстерского аббатства и церкви святой Маргариты, главный органист Великобритании, известный виртуоз.
Также выступят Клеменс Шнорр, органный профессор, консультирующий крупнейшие органные фирмы, ректор Высшей школы католической церковной музыки и один из самых именитых органистов России Василий Долинский.
Жизнь нового органа только начинается. Считается, что этот инструмент довольно универсален, хотя ближе всего ему будут поздние немецкие романтики. Во всяком случае, уже в этом сезоне в Доме музыки должен состояться большой органный фестиваль, концертов будет много – мы все успеем оценить. Пока что можно сказать только одно: он очень красивый, и в Светлановском зале Московского международного дома музыки будет теперь гораздо уютнее.