В четверг один из чиновников Министерства финансов подтвердил курс на ужесточение администрирования собираемости налогов, взятый министерством. Начальник отдела координации и контроля деятельности Федеральной налоговой службы (ФНС), анализа и общих вопросов Сергей Разгулин сообщил, что Минфин в 2005 году намерен разработать поправки в Налоговый кодекс, «уточняющие» размеры штрафов за налоговые правонарушения. «Уточняться» суммы штрафов, без сомнения, будут в сторону увеличения.
«Планируется уточнить их и, возможно, скорректировать с учетом прошедшего времени применения кодекса… Предлагается пересмотреть размеры наказаний, чтобы они стали невыгодными, — по сути, увеличить размеры наказаний, я имею в виду абсолютные значения размеров штрафов», — заявил чиновник.
Если правительство под председательством Михаила Касьянова в основном выполняло либеральную часть задач налоговой реформы – снижение налоговой нагрузки, то под председательством Михаила Фрадкова, бывшего руководителя Федеральной службы налоговой полиции, оно больше внимания уделяет фискальным задачам – тому, что в реформе обозначалось обтекаемым «ужесточение администрирования» налоговой системы.
Во фрадковском правительстве задачи эти были переданы в Минфин, под контроль которого отошла ФНС (бывшее Министерство по налогам и сборам). Надо отдать должное Минфину: оно подошло к делу с большей фантазией, чем его предшественник МНС, которое действовало бесхитростно.
Основной «недобор» числился за налогом на добавленную стоимость (НДС). За него налоговики решили взяться прежде всего и на всю страну прославились предложением ввести НДС-счета. Эта схема вызвала настоящий бунт в предпринимательской среде, поскольку буквально «перекрывала кислород» малому и среднему бизнесу.
Минфин же поначалу будто «отпустил вожжи». Уже в марте было заявлено, что правительство отказывается от введения НДС-счетов. Летом, правда, к этой идее чуть не вернулись, но уже в смягченном виде – деньги с НДС-счета предприятия могли бы снимать. Окончательный отказ от НДС-счетов в любом виде прозвучал на осеннем заседании правительства.
Но помимо этого там прозвучали другие предложения, после чего стало понятно, что Минфин только стелет мягко. Вместо страшных НДС-счетов Минфин предложил контролировать собираемость НДС с помощью электронных счетов-фактур, которые планируется ввести с 2006 года. Причем к отслеживанию случаев неуплаты НДС планируется подключить банки – у них самые лучшие информационные системы, поясняют в Минфине.
Так что создается система еще более полицейская, чем получилась бы с введением НДС-счетов.
Снижать НДС будут — с 2006 года до 15%, но с отменой всех льгот (сегодня на некоторые виды продукции НДС взимается в размере не 18, а 10%).
Помимо этого правительство не только отказалось от возврата НДС по ускоренной схеме с 2005 года (пока введение этой системы Минфин отложил на 2006 год, мотивируя свое решение возникновением больших кассовых разрывов – до 80 млрд рублей), но на деле вообще сложило с себя обязательства по возврату этого налога.
Именно так интерпретировало предпринимательское сообщество определение Конституционного суда, согласно которому НДС не возмещается предприятиям, уплатившим налог из заемных средств — а это большинство предприятий.
Разъяснение КС на это определение ситуацию не исправило – там указывается, что пользование заемными средствами не может быть преградой для возмещения НДС только при условии «добросовестного» перечисления контрагентами этого налога в казну.
Определение добросовестности по отношению к налогоплательщикам ввел тот же КС еще в 2000 году. Но никаких разъяснений в законодательстве этого термина нет.
Из-за отсутствия четких критериев различия между легальной оптимизацией налогов и «серыми схемами» ухода от налогов правоохранительные органы получают большую свободу действий: они имеют возможность определять виновность предприятия, взвешивая его действия на соответствие «не букве, а духу закона».
В Минфине уже не раз заявляли о необходимости более подробного объяснения понятия «добросовестного налогоплательщика». Но пока реальные намерения не идут дальше ужесточения наказаний за преступления, сам характер которых до конца не прописан в законодательстве. Причем речь идет не только о штрафах – Минфин выступал и за ужесточение уголовного преследования и отказался пока от этой идеи только из-за недостаточной технической оснащенности органов МВД.
Налоговые юристы, как и сами предприниматели, относятся к мерам, предусматривающим ужесточение наказания за налоговые правонарушения, скептически. «В цивилизованных странах под совершенствованием налогового администрирования понимается повышение прозрачности налоговой системы, а не усиление полицейских мер», — сказали «Газете.Ru» в одной из юридических фирм — но на всякий случай отказались от публикации своего названия.
Наше же правительство с «непрозрачностью» не спешит расставаться – ему оно даже более выгодно, чем бизнесу.