«На основе информации ФСБ в 2004 году предотвращена попытка неправомерного вывода из активов ОАО «Газпром» пакета акций 11 региональных газораспределительных предприятий на общую сумму более $500 млн», — заявил в среду директор ФСБ Николай Патрушев на встрече с руководителями ведущих российских СМИ.
В ФСБ ситуацию комментировать отказались, сославшись на то, что не могут дополнить слова начальника. Отказалась от комментариев и пресс-служба «Газпрома».
Несколько сотен газораспределительных станций занимаются газификацией и поставками газа населению и промышленным предприятиям. До 1998 года акции многих из них торговались на бирже, и «Газпром» во многих не владел не только не 100%, но даже и неконтрольным пакетом.
Постепенно все большее число ГРС передавали свои акции «Газпрому» в счет погашения задолженности. Многие из них были объединены под контролем дочки «Газпрома» — компании «Межрегионгаз». Потом этот сегмент был многократно переименован – например, из «Межрегионгаза» в «Газпромрегионгазхолдинг»; внутри него менялся состав активов.
В 2003 году появилась идея консолидировать газораспределительный бизнес, перевести все газораспределительные организации на единую акцию под контролем «Межрегионгазхолдинга». Говорилось, что это поможет установлению единой тарифной политики и прозрачности финансовых потоков. Работа началась летом 2004 года.
В процессе реструктуризации и была предпринята попытка увести активы.
«Реально оценить, был ли вывод активов или их перевод в рамках реструктуризации, весьма сложно. Из официальной отчетности «Газпрома» таких выводов сделать нельзя».
«Либо это ошибка ФСБ, либо факт, который не разглашался компанией и был обнаружен, — полагает Лев Сныков из «Совлинка». – Кто это делал и куда выводил активы, ФСБ не называет. А без этого картина не складывается».
По мнению Дмитрия Царегородцева из Rye, Man & Gor Securities, вмешательство ФСБ в дела «Газпрома» выглядит странно: «Для этого в «Газпроме» есть департамент внутреннего аудита и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью дочерних обществ и организаций».
Аналитик также указывает на явно завышенную, по его мнению, стоимость одиннадцати ГРО: «Генерация шести облэнерго оценена в $1 млрд. Газораспределительные сети не могут столько стоить».
Сбыт на региональном уровне всегда был элементом нестабильности. «Межрегионгаз», например, часто упрекали в сверхдоговорных поставках газа — с одновременным заключением договоров о вознаграждении посредническим компаниям.
А поскольку схемы реализации газа всегда были мутны, то их легко было превратить в легальные каналы премирования топ-менеджмента «Газпрома». Получается, глава ФСБ посягает на вотчину главы «Газпрома».
Есть и еще одна версия. Директор ФСБ Патрушев мог обрушить свой гнев вовсе не на господина Миллера, а на директора «Газпромнефти» Сергея Богданчикова, который мог перед предстоящим обменом активами с «Роснефтегазом» (бывшей «Роснефтью») попытаться вывести часть акций за скобки.