В четверг китайская газета «Дии цайцзин жибао» сообщила, что Китайская национальная нефтегазовая корпорация (СNPC) намерена принять участие в аукционе по продаже «Юганскнефтегаза». «Ответственные за предварительную работу сотрудники уже давно находятся на месте, сейчас настало время поехать высокопоставленным руководителям», — сообщает газета. Ранее китайская госкомпания уже заявляла об интересе к активу, но потом поспешила объявить, что заявку подавать не будет.
Дело в том, что идея допуска китайской нефтяной госкомпании — а других в стране нет, не воодушевляет российские власти. Но непосильные заимствования, необходимые «Газпрому», изменили настроения в российском правительстве: чиновники уже не так категоричны в отношении Китая.
Теперь же информированный источник «Интерфакса» в Пекине заявил, что не исключается возможность того, что «Газпром» и CNPC будут совместно участвовать в торгах по акциям «Юганскнефтегаза».
«Газпром» параллельно рассматривает вариант совместного участия в торгах с индийскими партнерами. «Кого — Китай или Индию — выберет «Газпром» в качестве союзника на торгах, пока сказать трудно, однако оба варианта рассматриваются», — подчеркнул источник.
Как ранее сообщала «Газета.Ru», после декабрьского визита президента России в Индию стало известно, что индийская Oil & Natural Gas Corp. (ONGC) рассматривает возможность участия в аукционе по продаже «Юганскнефтегаза» в партнерстве с российскими компаниями.
После встречи с Владимиром Путиным индийский министр нефти и газа Мани Шанкар Айар сказал, что российский президент одобрил участие индийской компании в аукционе. Он также заявил, что ONGC подаст либо самостоятельную заявку, либо в консорциуме с российским партнером.
А в начале этой недели переговоры с главой «Газпрома» Алексеем Миллером провел вице-президент CNPC Чжоу Цзипин (по официальной версии, они обсудили вопрос об организации поставок российской нефти на китайский рынок с учетом расширения этого направления в деятельности «Газпрома»). Совет директоров концерна уже одобрил участие «Газпромнефти» в аукционе по продаже акций «Юганскнефтегаза». Сняты и все разногласия по этому вопросу в правительстве: в четверг стало известно, что ФАС получила заявку на участие в торгах от «Газпромнефти».
Главной же темой переговоров с китайцами, по словам информированных источников, стало обсуждение формы участия CNPC в предстоящих торгах. «Насколько известно, в Москве находится делегация китайской корпорации, и она провела переговоры с руководством «Газпрома». На встрече обсуждались вопросы сотрудничества между двумя компаниями. Не исключено, что стороны договорились о совместном участии в торгах по «Юганскнефтегазу», — сообщил источник.
На рынке обсуждается и формат консорциума, куда войдут помимо «Газпрома» китайская и индийская компании. Мало кто верит, что актив отдадут Китаю или Индии.
Если указанные выше компании решат выставлять на торги общую заявку, не очень понятно, с кем собирается состязаться в торгах российская монополия. Пока в РФФИ, который будет принимать заявки на участие в аукционе по «Юганскнефтегазу» до 18 декабря, не получили ни одной.
Аналитики тоже не считают, что привлечение к аукциону китайцев – нонсенс. «Понятно, что Китай крайне заинтересован в приобретении перспективных нефтегазовых активов в России. Но участие китайской национальной нефтегазовой корпорации в аукционе по продаже «Юганскнефтегаза» станет возможным только при согласовании мнений российского и китайского правительств. Без одобрения на высшем уровне это невозможно, так как от этого зависят взаимоотношения двух стран», — заявила «Газете.Ru» аналитик ИК «Финам» Мария Радина.
Пока все выглядит так, будто максимальное число участников аукциона — три, если, конечно, «Газпром» пойдет на торги в одиночку и туда допустят CNPC. Есть, конечно, шанс, что интерес к активу проявит кто-то из западных компаний, но многие уже отказались от претензий на «Юганскнефтегаз».
Об отсутствии интереса к предприятию уже заявила итальянская ENI, немецкий концерн E.ON, а в среду глава компании Exxon Mobil Ли Рэймонд заявил, что его компания не будет принимать участие в предстоящем аукционе. По мнению аналитиков, кроме индийских и китайских компаний, которые остро нуждаются в активах, кто-либо из иностранных корпораций вряд ли согласится на участие в торгах из-за высоких политических и судебных рисков, которые победителю аукциона обещает основной акционер ЮКОСа — группа МЕНАТЕП.
«Конечно, целиком «Юганскнефтегаз» китайцам не отдадут», — констатирует Денис Матафонов. В китайской компании, очевидно, это понимают. Как пишет китайская пресса, источник в CNPC не исключает того, что компания приобретет небольшой, чисто символический, пакет акций «Юганскнефтегаза». Пока, впрочем, непонятно, как технически можно это сделать: пакет выставлен на аукцион единым лотом.
Впрочем, не исключается, что Китай просто решил поторговаться с Россией, чтобы за свое неучастие в аукционе получить большие отступные. По мнению Марии Радиной, возможно, России придется идти на какие-то уступки, чтобы китайская сторона не стала участвовать в предстоящем аукционе. «Не исключено, что Китаю могут предложить другие формы сотрудничества и участие в других нефтегазовых проектах. Например, освоение месторождений в Восточной Сибири и на сахалинском шельфе», — говорит аналитик «Финама».
Как показала практика аукциона по «Славнефти», китайцы идут на подобные переговоры. Тогда они отказались от участия в торгах, по некоторым данным, в обмен на гарантии стабильности поставок по железной дороге и строительство нефтепровода из России в Китай.