В этом году фестиваль «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее даже не рекламировался. Анонсов в прессе, разговоров на классических радиостанциях (которых в FM-диапазоне уже, слава Богу, целых три штуки) – ничего этого не было, поскольку и не надо. Все равно попасть на лучшие концерты этого фестиваля (а там, напомним, все концерты лучшие или уж, во всяком случае, модные) нельзя – билеты проданы, марки наклеены и т. п.
Тем не менее о некоторых концертах придется сказать особо.
.В конце концов, есть же на свете чудеса — билетные спекулянты, честные, бедные и жадные музейные работники и пр.
Надо помнить, что Пушкинский музей – большое здание, в нем много входов и выходов, а каждого человека на земле включая президента США и милиционера на служебном входе в Пушкинский музей можно найти через четыре рукопожатия.
В Пушкинском музее выступит Ян Гарбарек с Hilliards Ensemble. По отдельности и те, и другие уже приезжали. Норвежец Гарбарек выступал в МДМ, надул бутафорские паруса, намекая на свое викингское происхождение, и выдувал стоны кита и пение волны из своего саксофона – Ян Гарбарек, напомним, один из лучших саксофонистов нового джаза, играющий невероятно полированный и рафинированный кул, в котором джазовый язык сочетается с фольклорным, где чувствуется и отличное знание классической музыки, и вообще консерваторская ересь. Хотя при этом сам Гарбарек – один из последних крупных музыкантов, начинавших как любитель. Он победил в 1962 году в конкурсе джазменов-самоучек и всего добился своим умом. Hilliards Ensemble — старинный и уважаемый вокальный квартет старинной музыки из Англии. Он на Декабрьских вечерах выступал несколько раз, это добрая традиция. В самом деле очень мило: два тенора, контртенор (на редкость хороший; хороших контртеноров вообще ничтожно мало, и Дэвид Джеймс лучше многих умеет имитировать нервную женщину) и баритон поют несколько выхолощенными и потусторонними голосами Генри VIII, Вивальди и Аарво Пярта.
Теперь они выступят у нас вместе. Гарбарек с этим квартетом выпустил уже два альбома разной музыки от начала до конца времен, там даже есть вещь, озаглавленная «Дельфийский пеан», якобы из древних Афин. Как такое может быть, какой системой нотации пользовались афиняне, и зачем им был нужен дельфийский пеан – все эти вопросы на совести Гарбарека, который за сорок лет творческой деятельности на ниве авангардного джаза, мировой музыки и кроссовера выучил все что нужно и про постмодерн, и про конец истории, и про художественные фальшивки. Так или иначе, концерт обещает стать вполне интересным, главное все-таки дозвониться до приятеля-лаборанта в отделе реставрации или еще куда-нибудь.
Можно, впрочем, сдаться и лаборанту не звонить, а вместо этого честно отправиться в кассу Дома музыки и купить билет на Ришара Гальяно.
Есть, как известно, два знаменитых джазовых аккордеониста: это Астор Пьяцолла и Ришар Гальяно, причем первый последнего любил и почитал другом и наследником. Пьяцолла взял культуру буэнос-айресских борделей и уличных танцулек, скрестил ее с джазовым музыкальным языком и превратил в классическую музыку.
Гальяно взял «мюзетт», музыку французских шансоньеток и мужчин с ноздреватыми красными носами и в беретках с пимпочкой, и сделал с ней практически то же самое.
Есть, правда, нюансы. Видимо, такова особенность материала, или сила таланта автора, но стиль Ришара Гальяно не стал суммой его составляющих. Смешав монмартрский кич с джазом, Гальяно получил джазовый монмартрский кич, не больше и не меньше. Тем не менее Гальяно – изобретательный виртуоз, выступать он будет с отличным кларнетистом Мишелем Порталем, еще одной семидесятилетней легендой французской музыки, и когда публика совсем уж устанет от парижского шика, они обязательно сыграют какое-нибудь танго Пьяцоллы – у Гальяно так заведено.
ГМИИ им. Пушкина, 6 декабря, 19.00.
Дом музыки, 6 декабря, 19.00.