В своем письме председателю сенатской комиссии по делам вооружений Джону
Уорнеру господин Вулфовиц сообщил, что, как только расследование дела по
замене воздушных танкеров (заправщиков в воздухе) будет завершено, оборонное
ведомство готово требовать проведения нового тендера — на
условиях конкуренции между возможными поставщиками.
Тем самым Пол Вулфовиц фактически призвал концерн EADS к
конкуренции с американской корпорацией Boeing, которая в 2001 году выиграла тендер ВВС на поставку сотни танкеров стоимостью $23 млрд, но так и не заключила
контракт с Пентагоном из-за громкого «шпионского» скандала.
Тендер был объявлен в конце 2001 года. В нем помимо Boeing,
предложившей ВВС танкеры на базе Boeing 767, участвовала EADS с воздушным
дозаправщиком на базе Airbus 330. Но в марте 2002 года Пентагон отказал EADS
в дальнейших переговорах по контракту, сообщив, что воздушные танкеры
военное ведомство США закажет у ее американского конкурента.
Согласно процедуре заключения военных сделок, сотрудничество с Boeing должен был одобрить сенат. Но до этого дело не дошло, так как выяснилось, что одна из сотрудниц Пентагона — Дарлин Друян, влиявшая на результаты тендера, шпионила в пользу американской корпорации.
По некоторым данным, она передавала Boeing информацию о предложениях EADS. А вскоре после окончания тендера — в январе 2003 года экс-чиновница перешла на
работу в американскую компанию.
После громкого скандала сенат отказался одобрить контракт с Boeing и начал
расследование обстоятельств тендера.
Расследование привело к череде отставок в корпорации. В начале декабря прошлого года председатель совета директоров и гендиректор Boeing Филипп Кондит покинул свои посты. А за неделю до своей отставки он уволил Дарлин Друян: формально за нарушения этического кодекса компании, на самом же деле из-за скандала вокруг тендера. Таким образом господин Кондит попытался спасти корпорацию от обвинений в коррупции. Расследование продолжается до сих пор. Одним из его итогов стало осуждение госпожи Друян на девять месяцев лишения свободы.
Но заявление Пентагона вовсе не означает, что повторный тендер дейстительно состоится, так как в ведомстве сейчас изучают возможность модернизации
существующего парка воздушных дозаправщиков, состоящего из самолетов КС-135.
Существует и вариант обновления парка, при котором закупка танкеров будет производиться как у Boeing, так и у EADS. Обе корпорации заинтересованы в том, чтобы Пентагон решился на закупку новых заправщиков у них, и дело тут не только в прибыли.
Для Boeing это возможность модернизировать стареющие линии производства
Boeing 767, а для EADS — тактическая победа над конкурентом.
Европейская компания давно пыталась попасть на самый крупный в мире
американский рынок вооружений. Евроконцерн уже пообещал построить в США завод
стоимостью $600 млн для заключительной сборки танкеров и гарантировал, что
по крайней мере половина комплектующих будет произведена американскими
фирмами. О готовности стать партнерами EADS уже заявили корпорации Lockheed Martin и Northrop Grumman.