В понедельник британская Sunday Telegraph со ссылкой на источник, близкий к южноафриканским компаниям Gold Fields и Harmony, сообщила, что менеджмент Gold Fields решил выкупить у ОАО «ГМК «Норильский никель» 20% акций своей компании. Предложение якобы уже сделано. Сделка оценивается примерно в $2 млрд.
Таким образом руководство южноафриканской Gold Fields пытается разрушить альянс, возникший между «Норникелем» и золотодобывающей корпорацией из ЮАР Harmony. Эти производители объединили свои усилия в попытке не допустить слияния Gold Fields с канадской Iamgold.
«Норильский никель» приобрел 20% акций Gold Fields в этом году за $1,16 млрд. После покупки менеджмент «Норникеля» планировал расширить свою долю в Gold Fields и объединить ее активы со своей золотодобывающей дочкой «Полюс». Руководство Gold Fields, однако, это предложение отвергло и выбрало для объединения канадскую компанию Iamgold.
Но тут активами Gold Fields заинтересовался другой крупный производитель золота --Harmony. 18 октября Harmony, заручившись поддержкой «Норильского никеля», сделал акционерам Gold Fields предложение о поглощении компании за $7,5 млрд. Главный аргумент Harmony в пользу сделки: при слиянии активов Harmony и Gold Fields образуется крупнейшая золотая компания в мире. Менеджмент Gold Fields тут же объявил предложение «попыткой враждебного поглощения» и начал убеждать акционеров, что альянс с Iamgold для компании гораздо выгоднее.
Собрание акционеров Gold Fields должно 7 декабря изучить условия сделки по слиянию с канадцами. Но похоже, что менеджменту корпорации не удастся навязать владельцам компании свои взгляды на стратегию развития.
Так, в пятницу исполнительный директор компании Иэн Коккерилл признался, что некоторые акционеры уже высказали ему свои сомнения по поводу слияния с канадской компанией. Менеджмент Gold Fields решил подстраховаться на случай отказа акционеров от сделки. Так, в письме акционерам господин Коккерилл заявил, что, «хотя мы по-прежнему выступаем за создание Gold Fields International путем объединения с Iamgold, наша международная стратегия не зависит исключительно от этого решения. Если акционеры проголосуют против этой сделки,.. совет директоров быстро приступит к другой стратегии».
Стратегия заключается в продаже зарубежных активов компании. Полученные средства (примерно $3,5 млрд) руководство компании, по информации Financial Times, распределит между акционерами, крупнейший из которых — «Норильский никель».
Возможно, вырученные средства будут направлены на приобретение 20% акций Gold Fields, принадлежащих российской компании. В том случае, конечно, если «Норникель» изъявит желание свою долю продать.
Начальник управления по работе с инвесторами «Норильского никеля» Дмитрий Усанов сообщил «Газете.Ru», что информацию о предложении Gold Fields в компании не комментируют. В Gold Fields комментариев также не дают.
Аналитик ИК «Атон» Тимоти Маккачен полагает, что предложение менеджмента Gold Fields о покупке доли «Норникеля» за $2 млрд (если оно действительно было сделано), крайне выгодно для российской компании. Аналитик напоминает, что 20-процентный пакет обошелся «Норильскому никелю» в $1,16 млрд, таким образом, бонус от предполагаемой сделки с Gold Fields выглядит солидно. Кроме того, господин Маккачен указывает на то, что соглашение «Норникеля» с Harmony предусматривает возможность отказа российской компании от поддержки южноафриканцев в том случае, если «Норникель» получит более выгодное предложение. Сделка с Harmony на сегодняшний день подразумевает получение «Норильским никелем» $1,6 млрд в виде акций объединенной компании, предложение Gold Fields — $2 млрд живыми деньгами.
Аналитик полагает, что если Harmony не предложит «Норникелю» более выгодные условия, сделка с Gold Fields вполне может состояться.
Иван Манаенко из ИК «Велес Капитал», напротив, склоняется к тому, что на данном этапе предложение Gold Fields выглядит как отчаянная попытка менеджмента компании удержать контроль над компанией.
Продажа «Норникелем» южноафриканских активов, по мнению Манаенко, не вписывается в стратегию компании: на рынке бытует мнение, что «Норникель» приобрел долю в Gold Fields, чтобы вывести часть или все свои золотые активы за рубеж, подальше от так называемых политических рисков.
С другой стороны, аналитик отмечает, что покупка «Норильского никеля» получила на рынке неоднозначную оценку: «Некоторые полагали, что компания переплатила за этот актив, другие сетовали, что у «Норникеля» нет четкого плана развития своего золотодобывающего бизнеса». Кроме того, неизвестно, чем все-таки закончится корпоративная война между Gold Fields и Harmony: даже если слияние Gold Fields с Harmony состоится, что с каждым днем выглядит все более правдоподобным, неизвестно, как оно скажется на объединенной компании. Менеджмент Gold Fields, например, уверяет акционеров, что слияние только ослабит компанию, так как Harmony подвержена колебаниям рынка и с начала финансового года несет серьезные убытки.
По сравнению с прошлым годом чистые убытки Harmony выросли в три раза. Поэтому Иван Манаенко считает: нельзя исключать, что «Норникель» решит избавиться от южноафриканских проблем по сходной цене.