В субботу на Камчатке побывала специальная комиссия Тихоокеанского флота, созданная для расследования причин взрыва на атомной подводной лодке К-223 «Подольск». Возглавил комиссию и. о. начальника штаба Тихоокеанского флота контр-адмирал Андрей Вайтович. Специалисты уже осмотрели лодку и пришли к выводу, что причиной взрыва на АПЛ К-223 стало «техническое происшествие». По факту гибели военнослужащего 19-летнего Дмитрия Коваля военная прокуратура Тихоокеанского флота уже возбудила уголовное дело.
Взрыв на АПЛ произошел еще в минувшее воскресенье, 14 ноября, когда лодка, вернувшаяся с боевого дежурства, стояла на рейде у пирса базы воинской части №69122, расположенной рядом с поселком Вилючинск в юго-восточной части Камчатки. В тот день на атомной подводной лодке Камчатской флотилии шли плановые ремонтные работы.
Согласно официальной версии, «взрыв на борту подлодки произошел в результате разрыва трубопровода, подающего давление в цистерну с пресной водой». В этот момент в торпедном отсеке лодки были матросы боевой части №5. Один из них, 19-летний Дмитрий Коваль получил черепно-мозговую травму и скончался в больнице. Еще несколько человек были госпитализированы.
Информация о ЧП на атомной подводной лодке замалчивалась военными до тех пор, пока родственники погибшего матроса не сообщили о случившемся на радиостанцию «Авторадио» в Красноярске.
В пятницу на кладбище Бадалык в Красноярске прошли похороны Дмитрия Коваля. Родители погибшего матроса рассказали корреспонденту радиостанции, что их сын проходил службу в войсковой части №69122 Камчатской флотилии подводных лодок и прослужил около полутора лет. По их словам, в день трагедии он вместе с другими матросами занимался техобслуживанием торпедного отсека «Подольска». «Из-за какой-то неисправности разорвался бак орошения торпед. Там были еще три человека, но наш попал под пресс. Он скончался в госпитале», – сообщили родственники погибшего.
Представлявший на похоронах Военно-морской флот России капитан II ранга Андрей Березин заявил, что Дмитрий Коваль спас весь экипаж, и его родные получат материальную помощь за его героический поступок.
В пятницу оперативный дежурный Камчатской подводной флотилии подтвердил «Газете.Ru» факт гибели моряка. Однако подробности инцидента рассказывать наотрез отказался, добавив лишь, что кроме Коваля пострадал еще один матрос. Но он отделался всего лишь большой гематомой. «Ничего непланового на лодке не происходило, шли обычные плановые работы», – подчеркнул оперативный дежурный.
В ночь на субботу первый официальный комментарий дал Игорь Дыгало, начальник пресс-службы Главного штаба ВМФ России. В сообщении пресс-службы военно-морского флота говорится: «На субмарине, стоявшей у пирса, произошло техническое происшествие — разрушение трубопровода подачи воздуха. В результате воздействия избыточного давления электрик-матрос Дмитрий Коваль получил черепно-мозговую травму и скончался». Как заявили в пресс-службе ВМФ, на самой подлодке есть незначительные повреждения, но она способна выполнять боевые задачи. «Происшествие на подлодке Тихоокеанского флота носило локальный характер и не представляло угрозы для вооружения лодки, систем жизнеобеспечения и всего экипажа в целом», — сообщил начальник пресс-службы.
В субботу комиссия ТОФ подтвердила, что причиной взрыва стала техническая неисправность – разорванный воздуховод. Однако, по неофициальным данным, взорвался бак орошения торпед, и как пояснили «Газете.Ru» информированные источники в ВМФ, предполагаемый героический поступок матроса вызван, скорее всего, халатностью другого. Сам по себе бак орошения торпед заполнен пресной водой, поэтому взорваться не может. Однако при пожаре торпеды не поливаются водой, а именно орошаются воздушно-водяной смесью, подаваемой под давлением через выходной клапан. Регулирует давление воздуха в системе стандартный редукционный клапан. Стенки бака не очень прочные, они могут выдержать максимум 45 килограммов силы на квадратный сантиметр избыточного давления в случае нормальной работы редукционного клапана. Если же редукционный клапан сломался, а ответственный за его состояние матрос этого вовремя не заметил, то бак вполне может лопнуть.
Как подчеркнул представитель ВМФ, сам по себе бак убить от такого разрыва никого не сможет, он просто развернется в «розочку». Однако если человек окажется на пути вырвавшейся из бака воздушно-водяной смеси, то ударная волна вполне может с большой силой откинуть тело на острые и твердые предметы, которых в таких отсеках в избытке.