В пятницу вечером стало известно, что на атомной подводной лодке К-223 «Подольск» Камчатской флотилии произошло ЧП. Лодка относится ко второму поколению АПЛ, точнее, к проекту 667БДР «Кальмар» (NATO – «Delta III»).
Первая информация о катастрофе поступила не с Камчатки, а из Красноярска, где в пятницу на кладбище «Бадалык» прошли похороны 19-летнего матроса Дмитрия Коваля. Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM-KNews депутат Законодательного собрания Красноярского края Юрий Швыткин, Дмитрий проходил службу в Камчатской флотилии подводных лодок. 14 ноября на стоящей у пирса лодке шли технические работы, обычные после прихода с боевого дежурства. Неожиданно произошел взрыв. Дмитрий Коваль получил тяжелую черепно-мозговую травму, от которой скончался в госпитале. Он призывался военкоматом Ленинского района Красноярска и прослужил на флоте около полутора лет.
Оперативный дежурный Камчатской подводной флотилии подтвердил «Газете.Ru» факт гибели моряка. Однако подробности инцидента рассказывать наотрез отказался, добавив лишь, что кроме Коваля пострадал еще один матрос. Однако он отделался всего лишь большой гематомой. «Ничего непланового на лодке не происходило, шли обычные плановые работы», — подчеркнул оперативный дежурный.
Родители погибшего матроса рассказали корреспонденту красноярского отделения радиостанции «АвтоРадио», что Дмитрий проходил службу в войсковой части № 69122. По их словам, он вместе с другими матросами занимался техобслуживанием торпедного отсека.
«Из-за какой-то неисправности разорвался бак орошения торпед. Там были еще три человека, но наш попал под пресс. Он скончался в госпитале», — сообщили родственники погибшего.
Представлявший на похоронах Военно-морской флот России капитан II ранга Андрей Березин заявил, что Дмитрий Коваль спас весь экипаж и его родные получат материальную помощь за его героический поступок.
Как пояснили «Газете.Ru» информированные источники в Генштабе ВМФ, предполагаемый героический поступок матроса вызван, скорее всего, халатностью другого. Сам по себе бак орошения торпед заполнен пресной водой, поэтому взорваться не может. Однако при пожаре торпеды не поливаются водой, а именно орошаются воздушно-водяной смесью, подаваемой под давлением через выходной клапан. Регулирует давление воздуха в системе стандартный редукционный клапан.
Стенки бака не очень прочные, они могут выдержать максимум 45 килограммов силы на квадратный сантиметр избыточного давления. Если редукционный клапан сломался, а ответственный за его состояние матрос этого вовремя не заметил, то бак вполне может лопнуть.
Как подчеркнул представитель ВМФ, сам по себе бак убить от такого разрыва никого не сможет, он просто развернется в «розочку». Однако если человек окажется на пути вырвавшейся из бака воздушно-водяной смеси, то ударная волна вполне может с большой силой откинуть тело на острые и твердые предметы, которых в таких отсеках в избытке.
По факту гибели матроса возбуждено уголовное дело.
Самая известная неисправность последних лет, произошедшая в торпедном отсеке и приведшая к гибели людей, произошла 12 августа 2000 года на атомной подводной лодке «Курск». Тогда на атомоходе взорвалась торпеда SS-N-16 (по американской классификации), которая в советское время проходила под грифом «Изделие № 398», а сейчас в российском флоте известна под кодом 65-76. Лодка участвовала в учениях и в момент взрыва находилась на глубине 40 метров под водой. Несмотря на столь небольшую глубину погружения из-за характера разрушений атомоход не смог всплыть на поверхность и затонул. Все 118 человек, находившихся на его борту, погибли.