В пятницу гарнизонный военный суд Сургута признал, что действия сотрудника районного военкомата подполковника Владимира Завадского привели к гибели школьника Александра Завадского на военных сборах. Его приговорили к четырем годам лишения свободы условно с испытательным сроком два года и лишением права занимать должности, связанные с воспитательной работой, также в течение двух лет.
Приговор достаточно мягкий, если учитывать, что по ст.286 ч. 3 п. «в» УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий) – а именно это обвинение подтвердил суд – Завадскому грозило до десяти лет тюремного заключения.
Тем не менее Завадского признали виновным. Дело в том, что тот же гарнизонный военный суд (правда, в другом составе) уже выносил приговор его делу в марте 2004 года. И тогда суд решил, что офицер в превышении должностных полномочий не виновен, так как должностными полномочиями на военных сборах наделен не был. Кроме того, по мнению суда, в тот раз обвинению не удалось доказать причинно-следственную связь между гибелью подростка и теми физическими нагрузками, которые он испытал во время кросса, проходившего по утвержденным нормативам.
Военная прокуратура тогда не согласилась с решением суда и внесла кассационное представление. Как говорили «Газете.Ru» в прокуратуре, решение о том, что Завадский не несет ответственности за смерть подростка, поскольку летальный исход не связан с военными сборами, «мягко говоря, противоречило истине». Уральский окружной военный суд согласился с доводами гособвинения и 24 июня отменил оправдательный приговор, а уголовное дело направил на новое рассмотрение обратно в Сургутский гарнизонный военный суд. 1 ноября суд занялся делом о гибели Бачанова вновь.
Однако и на этот раз обвинению пришлось тяжело: свидетели изменяли свои показания, данные в ходе предварительного следствия, в пользу Завадского.
Военный комиссар Советского района Геннадий Коломиец неожиданно заявил суду, что не подписывал официального приказа и не давал устных распоряжений о назначении Завадского начальником лагеря (только после предложения суда об очной ставке со следователем Коломиец признал, что назначал Завадского начальником лагеря). А чиновники местного департамента образования сообщили, что план занятий военных сборов, в том числе кросс, был утвержден по существующим правилам.
В то же время обвинение настояло на приобщении к делу любительской видеокассеты, где оказались зафиксированы некоторые события, происходящие в лагере во время сборов. В четверг ее частично показали в суде: кросс и рытье окопов в противогазах. По приказу командиров в противогазах школьники пели строевые песни и отжимались. Все это суд, по всей видимости, счел наглядным подтверждением фактов превышения должностных полномочий в лагере «Чайка». Завадского признали виновным и приговорили к условному наказанию.
Реакция гособвинения по этому приговору пока неизвестна. В пресс-службе Главной военной прокуратуры «Газете.Ru» сообщили, что вопрос о его обжаловании пока не обсуждался.
В фонде «Право матери» считают, что Завадского практически не наказали никак.
«Мы недовольны приговором. Даже несмотря на то, что суд вынес обвинительный вердикт, и это прогресс по сравнению с прошлым его решением, все-таки условный срок – слишком мягкое наказание, — заявил «Газете.Ru» представитель правозащитной организации. – Молодой человек – школьник – погиб из-за того, как Завадский свои обязанности исполнял. Родители Саши растили его не для того, чтобы какой-то Завадский отнял у них сына. Поэтому мы будем настоятельно советовать им обжаловать приговор». В Фонде особо отметили, что наказание в виде условного срока для офицеров вообще стало нормальной практикой военных судов, и с этим надо бороться.