В понедельник выездная коллегия Сургутского гарнизонного военного суда начала повторное рассмотрение дела о гибели 5 сентября 2003 года на военных сборах школьника из поселка Пионерский Ханты-Мансийского АО Александра Бочанова. Как рассказали «Газете.Ru» представители суда, в понедельник суд зачитал обвинительное заключение руководителю проходивших в спортивном лагере «Чайка» под Сургутом сборов подполковнику Завадскому.
Как уже сообщала «Газета.Ru» со слов представителей Генпрокуратуры России, в течение того дня подростки сдали несколько нормативов и зачетов по физической культуре, в том числе трехкилометровый кросс и преодоление полосы препятствий в противогазах (хотя распорядком дня предусмотрена только двухчасовая нагрузка для подростков). Однако подполковник Владимир Завадский, руководивший военными сборами, и вечером настаивал на продолжении тренировок. 10-километровый кросс, который Завадский устроил для школьников, проходил в неположенное время: после 19.30 подростки имели право на время для отдыха. Два километра из них дети бежали в противогазах. Саша упал за 200 метров от финиша. Противогаз ему снять запретили, поэтому он захлебнулся рвотными массами.
Первый суд по делу о гибели подростка начался в марте текущего года. Обвинение по статье 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») было предъявлено начальнику сборов подполковнику Владимиру Завадскому. Согласно этой статье, ему грозило от трех до десяти лет лишения свободы.
Во время следствия Завадский говорил, что устроенный им кросс «соответствовал всем нормативно-правовым актам» и никакие документы не запрещают проводить сборы по вечерам. Завадский настаивал, что действовал в рамках плана, утвержденного районным департаментом образования, науки, физической культуры и спорта. Он также добавил, что противогазы были разукомплектованы, на них отсутствовали выпускные клапаны и фильтрующие коробки. «Дышать в таких масках можно с таким же успехом, как и без них», – заявлял подполковник.
Правда, следователи выяснили, что у Александра Бочанова было хроническое заболевание надпочечников. Как сказал «Газете.Ru» заместитель военного прокурора сургутского гарнизона Владимир Каплюк, «данное заболевание трудно поддается определению медиками при обычном осмотре, и об этой болезни не знали ни родители подростка, ни он сам». По мнению эксперта, проводившего вскрытие, именно это заболевание спровоцировало ухудшение самочувствия после физической нагрузки. Но, как считают в прокуратуре, ребенка можно было спасти, оказав на месте первую медицинскую помощь.
Выслушав обе стороны, суд решил, что обвинению не удалось доказать причинно-следственную связь между гибелью подростка и теми физическими нагрузками, которые он испытал во время кросса, проходившего по утвержденным нормативам.
То есть суд принял во внимание заболевание Бочанова и отверг то, что хронически больных людей к сборам допускать нельзя. Показания родителей суд к сведению не принял под предлогом того, что они находятся в состоянии сильного эмоционального стресса и поэтому необъективны.
А Завадского суд вообще признал «недолжностным лицом» и именно на этом основании оправдал.
Обвинение опротестовало оправдательное решение военного суда. Как сказали в прокуратуре «Газете.Ru», решение суда, что Завадский не несет ответственности за смерть подростка, поскольку летальный исход не связан с военными сборами, «мягко говоря, противоречит истине». Уральский окружной военный суд 24 июня отменил оправдательный приговор, а уголовное дело направил на новое рассмотрение.
Повторный суд должен был начаться еще 20 октября, однако его пришлось перенести из-за болезни председательствующего. Потерпевшая сторона настояла на том, чтобы повторное заседание суда проходило в городе Советском — неподалеку от тех мест, где жил, учился и погиб Саша. Приговор должны вынести 4 ноября, отметили сотрудники гарнизонного суда.
«Газета.Ru» проследит за ходом процесса.