Фотография по-прежнему является искусством, в котором вроде бы разбирается каждый. Если бы не было кино, то именно она стала бы «важнейшим из…». Действительно, ну кто в наши времена не умеет фотографировать: нажал на кнопку, отнес в экспресс-лабораторию. А значит, и в чужой фотографии, хотя бы и профессиональной, разобраться сможет буквально любой прохожий.
«Интерфото» как профессиональный форум изначально находится в странном положении — конкурс лучших стрингеров страны, лекции мастеров и внутрицеховые посиделки с разбором полетов проходят одновременно с публичным шоу.
Фестиваль вроде как для фотографов, но и для публики в то же время. Техника на стендах спонсоров, слайдпоказы и семинары по бильдредактированию и агентскому бизнесу – это для профи. А вот выставка – другое дело.
Учитывая масштаб интереса и памятуя о том, как в прошлом году толпы страждущих упирались в закрытые двери Нового Манежа и выслушивали объяснения охраны, что «полна коробочка», организаторы перебросили мероприятие в Центральный дом художника. Помещение, известное своей демократичностью и абсолютной пространственной бестолковостью, проглотило выставку «Интерфото» не поморщившись. Карточки размазались ровным фризом по стенам огромного зала и замерли в ожидании толпы, способной наполнить это пространство жизнью.
Свой 10-летний юбилей «Интерфото» встречает без директора Елены Михайловой, погибшей этим летом в автокатастрофе. Двое других членов дирекции отделались тогда относительно легко. Может, от этих потрясений или по другой какой причине фестиваль кажется растерянным (в первый день было много накладок). И еще каким-то образом в интернациональном американо-российском мозгу организаторов родилась странная тема нынешнего форума: «Разделенное целое». Речь не только про бывший Союз, как можно догадаться, но и про Восточную Европу. Соцлагерь, одним словом.
Ностальгии между тем никакой – все приглашенные документируют день сегодняшний. «Повседневная жизнь» и «социальное пространство» – это подзаголовки фестиваля. Звучит казенно, но выглядит интересно. Это самое пространство часто оказывается неожиданным. Например, венгр Золтан Молнар здорово снимает легендарную Трансильванию. С цыганами и даже дрессированными медведями, но без вампиров и почти без намека на сказку – довольно жесткая быль о самом обыкновенном и ущербном мире, где девочки слишком быстро вырастают из платьев, а бедность не показушная – привычная. Его соотечественник Андраш Фекетэ такое же впечатление зыбкости и ущербности добывает из пустынных пейзажей мест, названия которых звучат вполне благополучно: Ялта и Феодосия.
Главный же конкурс фестиваля называется «Пресс фото России», но на этот раз в нем появился раздел «Современная фотография Средней Азии».
Недоумение остается в стороне, когда видишь серию победителя – Умиды Ахмедовой – «Церемония обрезания в Узбекистане». Просто больше уже не думаешь про разделы, политику, ностальгический шовинизм и прочее, потому что интересно.
С проектом Сергея Максимишина про даунов Яшу и Машу – та же история. И с фотографией Сергея Пономарева «Эдуард Лимонов».
Лучшей фотографией года назван «Гроб многоразового использования», снятый Юрием Козыревым в Багдаде. А лучшим фотопроектом — «Спасение шахтеров в Новошахтинске» Михаила Джапаридзе.
Но в толпе дилетантов позволительно и с жюри не согласиться, и заочно лауреатов местами поменять, и поспорить с рядом стоящим, сообщить ему, что он ничего не смыслит в фотографии, обозвать «дураком», наконец. На то и публичный показ – демократия.
Центральный Дом художника, Крымский вал, 10. «Интерфото» – до 17 октября.