Обсуждение проекта резолюции по вопросу противодействия угрозе терроризма, инициированному российской стороной, выдалось, по словам главы российской делегации Константина Косачева, «весьма сложным». Он отметил, что большинство членов комиссии поддержали точку зрения российской делегации, согласно которой «угроза терроризма носит сейчас международный, а не локальный характер, и что терроризм — это основной фактор, который создает угрозу в том числе демократическим принципам, правам и свободам человека». Однако среди парламентариев нашлись два человека, которые, хотя и согласились с весьма общими положениями резолюции, внесли существенные коррективы в формулировки спорных аспектов проблемы терроризма, чем вызвали серьезное недовольство российских делегатов.
Члены ПАСЕ лорд Джадд и Рудольф Биндиг, в частности, доказывали, что «при усилении борьбы с терроризмом нельзя ограничивать никакие демократические свободы и что демократические свободы первичны, а борьба с терроризмом вторична».
По их инициативе из текста проекта резолюции были исключены положения о необходимости противодействия лицам, которые политическими, финансовыми, материальными и информационными средствами поддерживают действия террористов. А также, как гневно отметил Косачев, лорд Джадд «договорился до того, что определенные действия, классифицируемые как терроризм, в иных случаях могут быть оправданы, если преследуют своей целью борьбу за независимость». Парламентарии, тем не менее, прислушались к мнению Джадда и Биндига и поддержали их поправки, что показалось главе российской делегации проявлением политики двойных стандартов. Как считает Косачев, точка зрения российской стороны и взгляд на проблему Джадда и Биндига прямо противоположны и даже взаимно исключают друг друга.
У российской делегации, возможно, еще будет шанс как-то повлиять на окончательный текст резолюции. Основное заседание по этому вопросу состоится в среду. А уже через день для российской делегации на осенней сессии ПАСЕ наступит своеобразный «момент истины». В четверг будут обсуждаться непростые вопросы Чечни и Грузии. И если с чеченским вопросом все не очень благоприятно, но предсказуемо, то Тбилиси, похоже, готовит российской стороне немало неприятных сюрпризов. Суть претензий грузинских делегатов, инициировавших обсуждение грузинско-российских отношений в контексте грузинско-осетинского и грузинско-абхазского конфликтов, проста: Россия поддерживает сепаратистские режимы в Абхазии и Южной Осетии и вмешивается во внутренние дела Грузии.
При этом грузинская сторона еще собирается представить некие доказательства «поддержки сепаратистских режимов и нарушения Россией международных норм и взятых обязательств по урегулированию конфликтов».
Об этом заявил журналистам генеральный секретарь правящей партии Грузии «Национальное движение — Демократы» Георгий Арвеладзе. Впрочем, важным моментом дебатов по Грузии является то, что они будут лишь «обменом мнениями» и принятия резолюции по ним не ожидается, а значит, не будет никаких рекомендаций, обязательных к исполнению.
Что касается резолюций по Чечне, то проекты двух из них — о политической и гуманитарной ситуации в республике — российских делегатов вполне устраивают. А вот третий доклад — о правах человека в Чечне, подготовленный Рудольфом Биндигом, — обещает стать весьма нелицеприятным. Как отметил Константин Косачев, докладчик по этому вопросу «не отошел от прежних клише, и его доклад представляется абсолютно не адекватным ситуации и неоправданно жестким». Главное положение отчета Биндига: ситуация с правами человека в Чечне просто катастрофическая.
Впрочем, у Косачева будет шанс повлиять на восприятие делегатами ассамблеи неприятных для Москвы выводов Биндига. Российский депутат выступит в ПАСЕ в среду с главным докладом по проблеме борьбы с терроризмом. Не исключено, что его речь сможет несколько изменить восприятие евродепутатами последующего выступления г-на Биндига, с тем чтобы его заключения не казались столь однозначными. Если смягчить проблему с правами человека в Чечне удастся, то критика в адрес России в ходе обсуждения доклада Биндига обойдется без каких-либо последствий. Москву просто в очередной раз немного поругают. А с учетом того, что ругать будут в ПАСЕ не только ее, на небольшую порку можно будет, по большому счету, не обращать никакого внимания. Тем более что России по сравнению с Украиной вообще ничто не угрожает.
К последней стране на заседании ПАСЕ в четверг будет приковано особое внимание: еще 15 сентября ПАСЕ предъявила Киеву конкретные и довольно жесткие рекомендации в отношении проведения выборов президента, и они оказались проигнорированы.
Как сообщает агентство «Росбалт» со ссылкой на комитет избирателей Украины, содокладчик мониторингового комитета ПАСЕ по Украине Ханне Северинсен в отчете о поездке заявила об обеспокоенности ходом украинской предвыборной кампании. По ее словам, особую обеспокоенность вызывает работа ведущих украинских телеканалов, которые стали средствами пропаганды в пользу одного кандидата — действующего премьер-министра Виктора Януковича. Северинсен также назвала негативным моментом то, что общественным организациям не разрешили формировать группы наблюдателей на выборах, расценив это как отход от демократии. В связи с этим глава ПАСЕ Питер Шидер, не раз говоривший о важности выборов на Украине для отношений страны с Европейским союзом, заявил, что Совет Европы намерен увеличить количество наблюдателей на президентских выборах с 30 до 40 человек. Причем в случае, если Украина не учтет рекомендаций ПАСЕ по выборам президента, под вопрос могут быть поставлены полномочия украинской делегации в ассамблее и даже членство Украины в Совете Европы.