Правительство в ближайшие две-три недели примет решение о новом механизме установления экспортных пошлин на нефтепродукты, сообщил в четверг вечером журналистам министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф.
«Мы уже выработали шкалу экспортных пошлин на нефтепродукты. На следующей неделе разошлем документ на согласование в заинтересованные ведомства и нефтяные компании и в ближайшие две-три недели примем окончательное решение», — пообещал министр.
Как пояснил член межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле при Минэкономразвития, замначальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович, суть изменений состоит в том, чтобы дифференцировать пошлины на светлые и темные нефтепродукты.
Уже с ноября таможенная ставка на вывоз светлых нефтепродуктов достигнет $57 за тонну, в то время как экспорт темных продуктов по-прежнему будет обходиться в $45,4 за тонну. А в будущем, по мнению чиновников, экспорт бензина и дизтоплива должен обходиться компаниям вдвое дороже, чем экспорт мазута.
Именно на такой структуре пошлин давно настаивали нефтяные компании. По утверждению одного из вице-президентов ОАО «ЛУКойл», снижение пошлин на экспорт темных нефтепродуктов будет стимулировать компании направлять больше нефти на переработку.
Сейчас сложилась парадоксальная ситуация, когда тонна сырой российской нефти на мировом рынке стоит дороже, чем произведенные из той же тонны нефтепродукты. Это связано с тем, что большую долю (около 30%) этих нефтепродуктов составляет дешевый мазут.
Поэтому компаниям выгоднее продавать нефть, чем развивать переработку. Кроме того, существенную часть полученного мазута вообще не удается продать, что ведет к заполнению хранилищ и опять-таки вынуждает заводы сокращать объемы переработки нефти.
«Если государство хочет получить больше бензина на внутреннем рынке, — не скрывает топ-менеджер «ЛУКойла», — оно должно создать такие условия, чтобы компании могли вывозить получаемый при этом мазут».
С этим утверждением категорически не согласен президент Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Виктор Рябов. «Надо не повышать вывоз мазута, а понижать его выход при переработке», — заявил он «Газете.Ru». Технологии нефтепереработки в России, по словам Рябова, находятся на недопустимо низком уровне.
Так, США, перерабатывая более 800 млн тонн нефти в год, вырабатывают всего 43 млн тонн мазута, в то время как в России умудряются получать 53 млн тонн мазута из 180 млн тонн нефти.
«Решение государства преследует сиюминутные интересы», — соглашается с Виктором Рябовым специалист Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина. Возможно, в краткосрочной перспективе результатом действительно будет повышение выпуска бензина и дизельного топлива российскими НПЗ. Но одновременно компании лишаются последнего стимула вкладывать средства в перерабатывающие мощности, большая часть которых уже сейчас сильно изношена. Через некоторое время степень износа может превысить критический уровень, после которого они уже не смогут обеспечивать потребности экономики.
При этом никто не гарантирует, что цель государства — замедление роста цен на бензин и дизельное топливо — будет достигнута. По мнению президента Института стратегического развития ТЭК Владимира Милова, рост цен на моторное топливо обусловлен не дефицитом, а монополизацией рынка.
«За исключением немногих отдельных регионов типа Москвы, вся остальная Россия с точки зрения структуры рынка нефтепродуктов достаточно жестко поделена между компаниями по сферам влияния, — отмечает Милов. — Независимым трейдерам попасть на эти рынки практически невозможно. Все это сопровождается естественными последствиями в виде картельных сговоров о поддержании и повышении цен, которое мы видим».