В среду в 19.33 по московскому времени первый суборбитальный полет частного пилотируемого корабля в рамках конкурса Ansari X-Prize успешно завершился на полигоне в калифорнийской пустыне Мохаве. Команда-лидер Scaled Composites во главе с разработчиком Бертом Рутаном удачно прошла первый этап, обозначенный в условиях соревнования с призом $10 млн.
Радары соседней с полигоном авиабазы ВВС США зафиксировали максимальный подъем SpaceShipOne до высоты 102,9 км. Это рекорд как для самих разработчиков SS1, так и для любых частных летательных аппаратов.
Правда, в полете не обошлось без происшествий.
Несколько тысяч человек собрались в районе аэродрома Мохаве еще накануне старта. Имя пилота, которому доверили управлять SS1, до последнего мгновения оставалось тайной. Возможными претендентами на эту роль называли летчиков, которые уже принимали участие в испытаниях корабля, и даже самого Берта Рутана и инвестора проекта миллиардера Пола Аллена. И только незадолго до старта администратор полета объявил, что пилотом SS1 стал вице-президент Scaled Composites 63-летний Майк Мелвилл, который в июне поднял SS1 чуть ниже 100 км, немного не добрав до официальной «линии» суборбиты.
Все началось достаточно обычно: самолет-носитель White Knight с пристыкованным к нему кораблем SpaceShipOne вырулил на взлетную полосу, чтобы подняться над частным космическим полигоном, а раньше просто аэродромом, в калифорнийской пустыне Мохаве. Примерно через час White Knight набрал нужную высоту 14,3 км и отпустил SS1 в свободный полет. Через 10–15 секунд после отделения Мелвилл включит двигатель корабля, но в этот момент SS1 начало закручивать.
Видеоизображение с борта корабля показывало кабину с Мелвиллом, которая вращалась со скоростью примерно 10 оборотов в минуту.
Тем не менее 63-летнему пилоту удалось взять управление под контроль и вернуть SS1 в стабильное положение. Однако из-за этого непонятного для инженеров происшествия наземная диспетчерская служба посоветовала Мелвиллу вместо 90 секунд, которые должен был работать двигатель, выключить установку пораньше. Пилот немного помедлил, чтобы быть уверенным в том, что корабль достигнет высоты 100 км, а затем выключил двигатель. Как потом рассказал Мелвилл, он сделал это на 11 секунд раньше положенного времени, так что вообще-то мог превысить достигнутую высоту еще километров на шесть или около того.
SS1 перешел практически в вертикальную плоскость движения, и корабль по инерции пошел вверх, пока скорость не упала до нуля. Примерно в 8.10 (19.10 мск) SS1 достиг высоты 102,9 км.
Затем около трех с половиной минут летчик, уже астронавт, пребывал в состоянии невесомости, после чего перевел падающий корабль в режим торможения. SS1 замедлил движение и при максимальном нагреве до 260 градусов по Цельсию вошел в верхние слои атмосферы.
При этом корабль автоматически выровнял свое положение для дальнейшего снижения, а на высоте около 18,3 км перешел в режим планирования. В 19.33 мск SS1 успешно приземлится на ту же взлетно-посадочную полосу в Мохаве, откуда стартовал. Как отметил Берт Рутан на послеполетной пресс-конференции, возвращение было «совершенным».
Майк Мелвилл, во второй раз пилотировавший корабль на суборбиту, рассказал журналистам, что устал, но очень горд своим полетом. Рутан, в свою очередь, отметил, что после того как в течение июньского полета Мелвилл из-за проблем с системой управления кораблем при спуске испытал перегрузки в 5 g, он говорил, что вообще никогда больше не сядет в SS1. Но две недели назад летчик, который планировался испытателем на этот полет, отказался из-за трудностей со здоровьем, так что 63-летнему Мелвиллу пришлось согласиться на повторное суборбитальное путешествие.
Пилот признался, что наверху был так занят, стабилизируя корабль, что и думать забыл о том, что ему необходимо продемонстрировать перед камерой конфеты от одного из спонсоров этого полета.
Как на это отреагировали производители конфет, пока неизвестно. Но в любом случае они теперь могут сказать, что их продукция побывала в космосе.
Команда Scaled Composites использовала такой шанс, чтобы запустить на суборбиту в ходе практически исторического полета и личные вещи. Правила конкурса допускают замену двух человек на борту корабля на дополнительную нагрузку весом 180 кг. Грузом стали фотографии родных участников проекта, плюшевый медведь, логарифмическая линейка, которой Рутан пользовался еще в колледже, книга Чарльза Линдберга о его трансатлантическом перелете 1927 года, за который Линдберг получил приз Orteig – $25тыс. и который стал вдохновителем Ansari X-Prize. На орбиту отправились также личные инструменты команды Рутана и даже саженцы деревьев. Как отметил Рутан, сотрудники фирмы подписали соглашение, по которому обязались не продавать вещи, слетавшие на SS1 на суборбиту, так что можно предположить, что эти сувениры действительно останутся только семейными.
Кроме того, позади пилота установлено видеооборудование, которое снимало весь процесс полета, и контролирующее набор высоты оборудование. А Рутан в самый последний момент погрузил на корабль урну с пеплом своей матери, Ирэн Рутан, которая умерла четыре года назад. «Она сегодня побывала в космосе», — сказал разработчик SS1, прослезившись. «И я очень горд, что свозил ее туда», — добавил Мелвилл.
По правилам Ansari X-Prize, следующий успешный полет на суборбиту корабль должен осуществить в течение двух недель. Берт Рутан назначил старт на понедельник, 4 октября, а в качестве резерва на случае провала этой попытки указал еще один день – 13 октября. При условии второй удачи команда Рутана станет победителем Ansari X-Prize как «частно финансируемая группа, которая успешно запустила в суборбитальный полет и приземлила пилотируемый космический аппарат несколько раз», и получит $10 млн.
Но уже сейчас можно сказать, что и без этого приза проект SpaceShipOne, на реализацию которого ушло не менее $20 млн, окупился.
В этот понедельник, за два дня до запуска, официально стало известно, что британский миллиардер Ричард Брэнсон заключил договор с компанией Mojave Aerospace Ventures Пола Аллена, которая является инвестором проекта SpaceShipOne компании — разработчика Scaled Composites, на право использования технологий SpaceShipOne на рынке космического туризма. Брэнсон создал компанию Virgin Galactic, через которую собирается инвестировать около $108 млн в адаптацию технологии коммерческих полетов в космос на основе SS1.