О том, что у четвертого по объему перевозок перевозчика России UTair сменился собственник, стало известно в конце июня после годового общего собрания акционеров. Председатель наблюдательного совета авиакомпании Вячеслав Новицкий сообщил «Газете.Ru», что администрации Ханты-Мансийского АО и города Сургута продали в общей сложности 45,79% некоей финансово-промышленной группе. А в июле стало известно, что новый собственник увеличил свою долю до 75,64% и передал бумаги в номинальное держание ООО «Центральный сургутский депозитарий».
Ни один из официальных представителей UTair до сих пор не называет его имя.
Гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов же уточнил, что новым собственником UTair стала компания с мировым именем, которая, однако, с авиационными перевозками не связана.
По его словам, сделка состоялась после 7 мая – даты закрытия реестра, поэтому в наблюдательный совет, избранный на годовом собрании акционеров, вновь вошли представители югорского правительства, администрации Сургута и сотрудники UTair.
Господин Новицкий предположил, что новые собственники авиакомпании станут известны после того, как созовут внеочередное собрание акционеров и проведут в наблюдательный совет своих представителей.
Но источники, близкие к сделке между властями и таинственным инвестором, еще на собрании акционеров дали понять журналистам, что контрольный пакет акций UTair теперь принадлежит «Сургутнефтегазу» или аффилированным с ним структурам.
Сам «Сургутнефтегаз» эту информацию категорически отрицал.
В среду стало понятно, что нефтяная компания лукавила, когда объявила, что не покупала акций UTair. На внеочередном собрании акционеров четыре ее сотрудника были выбраны в наблюдательный совет авиакомпании.
Это заместитель гендиректора ОАО «Сургутнефтегаз» Геннадий Бурцев, зампредправления Сургутнефтегазбанка Наталья Поспелова, гендиректор страховой компании «Сургутнефтегаз» Вячеслав Урюпин и заместитель гендиректора «Сургутнефтегаза» по транспорту Сергей Савин.
Три оставшиеся кресла в наблюдательном совете поделили гендиректор UTair Андрей Мартиросов, заместитель мэра Сургута Владислав Нестеров и первый замгубернатора Ханты-Мансийского АО Вячеслав Новицкий (он также сохранил за собой пост председателя наблюдательного совета. — «Газета.Ru»). По словам господина Новицкого, его и Владислава Нестерова выдвинули новые акционеры, назвать которых он отказался.
Официальные представители UTair после собрания акционеров были недоступны для получения комментариев.
Пресс-секретарь «Сургутнефтегаза» Раиса Ходченко, которую «Газета.Ru» попросила прокомментировать выдвижение сотрудников нефтяной компании в наблюдательный совет, заявила: «Я нахожусь далеко от Сургута, поэтому не могу ничего сказать по этому поводу». Отказалась она подтвердить и факт покупки акций UTair «Сургутнефтегазом».
По мнению директора инвестиционной компании «Аккорд-инвест» Константина Селянина, попадание в структуру крупного холдинга в виде непрофильного актива на самой авиакомпании скажется негативно: «Как правило, большой компании все равно, сколько зарабатывает ее непрофильное дочернее предприятие».
Но целесообразность такого приобретения для «Сургутнефтегаза» сомнения, в общем-то, не вызывает. Гендиректор компании Владимир Богданов заявлял неоднократно, что «Сургутнефтегаз» намерен вкладывать в смежные с нефтегазовым сектором отрасли.
В частности, НК готова участвовать в аукционах на оптово-генерирующие компании, в состав которых войдут Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2, с которыми у «Сургутнефтегаза» уже образовалась единая технологическая цепочка. Нефтяная компания – и базовый поставщик попутного газа, необходимого «Тюменьэнерго» для производства энергии, и потребитель продукции энергокомпании.
Бизнес UTair и «Сургутнефтегаза» также тесно связан. Нефтяная компания – ключевой заказчик вертолетных работ, выполняемых авиакомпанией в России. За 2003 год этот вид бизнеса принес UTair 1,88 млрд рублей выручки, доля средств, поступивших от заказов «Сургутнефтегаза», достигает, по сведениям «Газеты.Ru», 80%.