«Российская сторона убеждена, что дела об экстрадиции Закаева и Ахмадова будут считаться завершенными, когда террористы будут переданы в руки правосудия», — говорится в комментарии департамента информации и печати МИД РФ. В заявлении МИДа Ахмед Закаев и Ильяс Ахмадов называются «сообщниками чеченских террористов». Подробности оснований, по которым Россия намерена повторно запросить выдачу чеченских эмиссаров Аслана Масхадова, в МИДе не сообщили.
Не вызывает сомнений, что новые требования об их выдаче связаны с последними событиями в Северной Осетии.
В настоящее время Ахмед Закаев находится в Лондоне. Он получил политическое убежище в Великобритании, после того как лондонский магистратский суд 23 ноября 2003 года отклонил запрос Генпрокуратуры РФ о его экстрадиции. В своем решении судья Тимоти Уоркман мотивировал отказ тем, что Россия «добивается экстрадиции для того, чтобы судить Закаева по политическим мотивам». «У суда нет уверенности в том, что в случае возвращения Закаева в Россию к нему не будут применены пытки», — говорилось в заключении суда. Напомним, в отношении Закаева были выдвинуты обвинения по 11 статьям российского Уголовного кодекса, однако британский суд признал часть из них сфабрикованными. В июле 2004 года МИД России вновь выступил с идеей выдачи Закаева. Это произошло после визита Закаева в катарский суд в момент вынесения приговора двум российским офицерам разведки, обвиненным в организации убийства одного из чеченских боевиков Зелимхана Яндарбиева. В июле 2004 года МИД России снова обратился к норвежскому внешнеполитическому ведомству, так как в тот момент Ахмед Закаев находился в Норвегии по приглашению главы Социалистической партии Кристин Халворсен. Однако Норвегия не стала даже задерживать Закаева.
Другой эмиссар Масхадова, министр иностранных дел в иерархии правительства Масхадова Ильяс Ахмадов в декабре 2002 года был обвинен в подготовке вооруженного вторжения чеченских боевиков в Дагестан. Через полтора года московское бюро Интерпола объявило его в международный розыск. А в январе 2004 года бюро Интерпола в России направило правоохранительным органам США ходатайство Генпрокуратуры с просьбой выдать Ахмадова российской стороне. Однако еще 18 декабря 2003 года Ахмадов обратился к властям США с просьбой предоставить ему политическое убежище. Прошение было удовлетворено 20 августа 2004 года иммиграционным судом Бостона.
Тогда МИД России расценил предоставление в США политического убежища Ильясу Ахмадову как «проявление двойных стандартов в борьбе с международным терроризмом».
В России Ахмадова также подозревают в сотрудничестве с американской разведкой. Известно, что в США Ахмадов активно занимается благотворительностью в неправительственном фонде National Endowment for Democracy. Фонд, созданный в 1983 году и финансируемый конгрессом через бюджет Госдепартамента, поддерживает исследовательскую деятельность в области укрепления демократии в зарубежных странах. В США Ахмадову положены не только ежемесячная стипендия, медицинская страховка и оплата транспортных расходов, но и полностью оборудованный офис в Вашингтоне.
Власти США и Великобритании на заявление российского МИДа о начале новой битвы за возвращение на родину «пособников террористов» пока никак не отреагировали.