Решение сделать обязательным для каждого, кто выдвинется на пост председателя СПС, взнос в два миллиона рублей было принято в четверг вечером на заседании федерального политсовета партии. На нем процедура выборов нового лидера была принята за основу, сегодня этот план был отправлен в региональные отделения для изучения и возможного дополнения. Предполагается, что следующий лидер партии должен быть выбран на всероссийских праймериз, которые пройдут через несколько месяцев. Как сообщил «Газете.Ru» член президиума политсовета партии Борис Надеждин, выдвинуть каждого из претендентов должны от пяти до десяти региональных отделений. Потом кандидатам в лидеры правых предстоит принести присягу на верность программному документу СПС – либеральному манифесту — и предъявить программу развития партии, которую проверит партийная идеологическая комиссия.
И, наконец, за допуск к выборам каждому из кандидатов нужно будет внести в партийную кассу по два миллиона рублей. Оформлено это будет в виде пожертвования партии от частного лица.
Сколько бы кандидатов в лидеры партии ни было, и кто бы из них ни выиграл, денежные взносы за допуск к выборам возвращаться никому не будут – ни проигравшим, ни победителю.
— Это моя идея, — сказал «Газете.Ru» Надеждин. — Она имеет два основания. Первое банальное. Чтобы провести праймериз, вообще говоря, нужны деньги. Пиар-компания, выстраивание избирательных урн и так далее. Вот пусть желающие и скинутся. А политическая сторона состоит в том, что человек, который претендует на роль лидера партии и соответственно отвечает за ее финансирование, должен продемонстрировать, что он хоть чего-то может.
— Почему именно два миллиона?
— Ну, это не то чтобы взято совсем с потолка. Я так скажу: десять тысяч долларов явно мало, чтобы продемонстрировать состоятельность. Сто тысяч — много. А это середина.
Член политсовета СПС Николай Брусникин тоже считает, что это немного.
— Что такое два миллиона по сравнению с той возможностью, которая представляются человеку лично и в рамках реализации его политических пристрастий? – сказал он. — Это стоимость одной хорошей машины или там средней квартиры в Москве. Если ты не можешь набрать сторонников, которые могут тебя обеспечить таким ресурсом, как же ты будешь агитировать?
Впрочем, на политсовете СПС спорили в основном не о деньгах, а о том, кто должен избирать партийного лидера. Обсуждалось два плана.
Тот, за который высказалось большинство, был предложен Григорием Томчиным. Суть его в том, чтобы привлечь для участия в голосовании не только членов СПС, но и как можно больше рядовых сторонников партии. «Практически во всех крупных городах и основных районных центрах страны будут места для голосования, что-то вроде избирательных участков, — рассказал Надеждин. — Понимая отличие от реальных выборов, мы делаем это не в один день, а в две недели. Люди приходят, записываются в списки избирателей, получают бюллетени и кидают их в урну». По оценкам правых, сама организация таких праймериз будет стоить не более $100 тыс., остальные средства пойдут на их рекламу. Как сказал Надеждин, наиболее вероятно, что голосование пройдет весной следующего года.
За альтернативную схему выступал член президиума политсовета Иван Стариков. По его плану выборы председателя партии должны были проходить без особого размаха. Голосование проходило бы в региональных отделениях, хотя сторонники СПС, которые бы пришли и зарегистрировались, тоже могли бы в них участвовать.
Впрочем, окончательно утверждать лидера все равно будет съезд.
«СПС – партия здравого смысла. Если кто-то из кандидатов будет представлять интересы значительной части общества, то партия против него не пойдет, — сказал «Газете.Ru» Брусникин. — Но такое право вето у партии все-таки должно быть».
Кандидатов на пост нового лидера СПС пока трое – те же Надеждин, Стариков и рядовой член политсовета Алексей Кара-Мурза. Все они уже публично объявили о том, что выдвинут свои кандидатуры на предстоящих выборах председателя партии. Если верить членам СПС, то главный идеолог и финансист правых Анатолий Чубайс будет хранить нейтралитет. «Я думаю, что он сейчас исходит из других аспектов и для него сейчас важнее обеспечить механизмы внутреннего развития партии, — сказал Брусникин. — Партия понесла поражение и, конечно, почувствовала это, когда она стала непарламентской партией и когда из нее начали уходить люди, на которых она опиралась. Поэтому сейчас найти эти механизмы крайне важно».