Федеральное космическое агентство (Роскосмос) так и не смогло договориться с кандидатом в космонавты по «коммерческому набору» предпринимателем Сергеем Полонским. В пятницу в ходе третьего раунда переговоров между агентством, РКК «Энергия» и представителями бизнесмена подписание контракта сорвалось. По официальной версии, «стороны приняли решение о нецелесообразности совершения полета по возникшим у кандидата в участники космического полета медицинским причинам». При этом представитель Роскосмоса Вячеслав Давиденко сообщил «Газете.Ru», что «стороны удовлетворены работой и претензий друг к другу не имеют».
Судя по всему, стороны действительно остались довольны: Полонский при минимальных затратах провел неплохую PR-кампанию, а глава Роскосмоса Анатолий Перминов теперь может выполнить давнее обещание и послать на орбиту офицера Космических войск.
Предугадывая (или зная) результат переговоров, Полонский уехал из Москвы еще во вторник. Как сообщила корреспонденту «Газеты.Ru» пресс-секретарь бизнесмена Ирина Опимах, «лично в переговорах он не участвовал, и никаких комментариев дать не может». Однако это и не обязательно. 32-летний Полонский и без того, благодаря своей подготовке в ЦПК имени Гагарина и обязательным тренировкам в Хьюстоне, получил статус почти что «олигарха в космосе». Во всяком случае, именно так его называли в американской прессе.
Конечно, предприниматель, возглавляющий строительную корпорацию, стажировался в ЦПК «в рамках подготовки в качестве участника космического полета» еще в 2002 году. Но тогда он предложил заплатить за полет только $8 млн, при том что стоимость тура на МКС составляла почти $20 млн. В результате официальные представители Росавиакосмоса пренебрежительно заявили, что российский бизнесмен Полонский «не выдержал тех финансовых требований, которые ему предъявляли». На этот раз, когда в конце июня 2004 года медики забраковали американца Грегори Олсена, он не воспользовался случаем и вступил в новые переговоры с Роскосмосом.
Полонскому удалось сбить стоимость полета на МКС почти до $13 млн.
Однако в ходе переговоров по условиям контракта его представителей не устроил вопрос ответственности за срыв полета. Дело в том, что Полонский должен был перевести последний транш за турпутевку в день старта «Союза ТМА-5» — 9 октября. Если бы неожиданно, по каким-то «объективным причинам», после старта корабль не смог бы лететь на станцию, денег Полонскому уже никто бы не вернул. А это, конечно, его абсолютно не устраивало.
В то же время лично Полонский абсолютно не устраивал главу РКК «Энергия» Юрия Семенова. После истории 2002 года, когда предприниматель пытался полететь на МКС всего за $8 млн, Семенов был категорично против его кандидатуры. Руководителю Роскосмоса Анатолию Перминову, наоборот, лишние $13 млн агентству бы не помешали — даже несмотря на то, что еще, будучи командующим Космических войск он говорил, что офицер КВ Юрий Шаргин (второй претендент на полет по программе посещения) полетит обязательно.
В конце концов, проблему помогли разрешить медики. Они отметили, что у Полонского проблема с физическими параметрами.
Если точнее, то, как внезапно поняли специалисты ИМБП, «его рост и вес превышают установленную норму, поэтому могут возникнуть трудности и с использованием скафандра и ложемента корабля» (напомним, Полонский целенаправленно готовился к полету третий год). Таким образом, у каждой из сторон возникли свои претензии, которые разрешить было невозможно.
Теперь основным и единственным кандидатом на космический полет в качестве третьего члена экипажа «Союза» стал космонавт-профессионал подполковник Космических войск Юрий Шаргин. 26 августа его, а также космонавтов основного экипажа Салижана Шарипова и Лероя Чиао должны утвердить на заседании межведомственной комиссии.