Утечка информации из Минэкономразвития подтвердила самые худшие подозрения адептов реформы электроэнергетики: медлительность правительства в решении вопроса о механизме продажи ОГК обусловлена тем, что правительство изо всех сил ломает голову, как отказаться от их приватизации вообще.
Как сообщил «Интерфаксу» источник в Минэкономразвития, в правительстве не исключают возможности отказа от продажи оптовых генерирующих компаний.
От продажи ОГК еще не отказались, но изменения в способах их реализации сейчас обсуждаются, уточнил источник.
Что касается судьбы реформы электроэнергетики в случае отказа от приватизации ОГК, чиновник отметил, что их продажа – вовсе не ключевой элемент реформирования отрасли. Обеспечить конкуренцию, убежден он, можно и без утери контроля над компаниями со стороны государства:
«ОГК не обязательно продавать, акции этих компаний могут быть пропорционально распределены между акционерами. Также эти компании можно сдавать в аренду или отдавать в управление. Нам нужно создавать конкуренцию, и ее можно создавать, не продавая компании».
В РАО ЕЭС пока в худшее верить не хотят. «Ведь официальный Минэкономразвития опроверг информацию, что правительство обсуждает возможность отказа от продажи ОГК», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе энергохолдинга.
Официальный Минэкономразвития действительно опроверг слова неофициального источника. Вопрос об отказе от продажи в министерстве не рассматривается, категорически заявляется в официальном пресс-релизе. Правда, из дальнейших разъяснений становится понятно, что неофициальный источник не так уж далек был от истины. В пресс-релизе говорится, что
изменение конфигурации реформирования ОГК возможно в случае подтверждения Федеральной антимонопольной службой вероятности нарушения добросовестной конкуренции на рынке.
Сейчас ФАС по поручению правительства РФ проводит анализ долей каждой ОГК и их возможности злоупотреблять монопольной силой на рынке электроэнергии.
«В случае выявления таких вероятностей действительно возможна выработка предложений по частичному изменению отдельных ОГК», — говорится в официальном пресс-релизе Минэкономразвития.
В самом РАО ЕЭС продажу ОГК считают главным и заключительным этапом реформы. Принятие решения о механизме их продажи постоянно, хоть пока и безуспешно форсируется. Предполагалось, что вопрос этот будет обсужден еще 30 июня на совете директоров РАО. Но директива правительства госпредставителям в Совете директоров подготовлена не была, поэтому обсуждение было снова отложено.
Премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что решение примет только после специального заседания кабинета министров в декабре 2004 года. Тем не менее в РАО ЕЭС в ожидании решения правительства времени не теряют. Совет директоров РАО уже на заседании 3 сентября планирует рассмотреть вопрос об учреждении первой, «пилотной», ОГК №5. Но утечка из Минэкономразвития дает основания полагать, что ни она, ни другие созданные ОГК никогда не будут приватизированы.
Мнения экспертов о перспективах продажи ОГК расходятся. Олег Ордин из Института финансовых исследований считает, что их приватизация все-таки состоится: «Если их не планируют продавать, то и от их создания тоже отказались бы. Тем не менее решение об их создании уже принято. Механизм же продажи будет определен в декабре». По его мнению,
из информации, данной Минэкономразвития, нельзя делать вывод, что правительство всерьез думает отказаться от продажи ОГК.
Эксперт ФК «Интерфинтрейд» Алексей Логвин придерживается того же мнения, но в том, что касается сроков, менее оптимистичен: «Если ОГК не будут продаваться, то реформу нельзя считать завершенной. Так что правительство тем или иным образом придет к необходимости их продажи. Аукцион будет, но когда — неизвестно».
А вот Наталья Одинцова из ИК «Проспект» уверена, что
правительство уже приняло принципиальное решение не продавать ОГК:
«Реформу электроэнергетики в части продажи ОГК затормозят. Правительство не готово брать на себя решение о реформировании крупных генерирующих активов. Поэтому реформа электроэнергетики сведется к реформированию территориальных генерирующих компаний (ТГК), а контроль над ОГК государство оставит за собой».