Первый президент непризнанной республики Южная Осетия, бывший ректор Юго-Осетинского государственного университета, профессор Людвиг Чибиров сейчас живет во Владикавказе. Человек, восемь лет возглавлявший автономную республику, занимает сейчас небольшой кабинет в Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований.
--Людвиг Алексеевич, как вы оцениваете действия нынешнего президента Южной Осетии в кризисный момент?
— Нынешнему руководителю Южной Осетии очень повезло, что время его правления совпало с президентством Владимира Путина. Сегодня он четко координирует свои действия с руководством Российской Федерации, которое, наконец, внятно стало формировать свою позицию на кавказском направлении.
--В своей политике по осетинской проблеме Москва опирается на Смешанную контрольную комиссию (СКК). Грузия не удовлетворена работой СКК и, наверное, хотела бы избавиться от этого органа, поскольку в нем сильны позиции России и Южной Осетии. Как вы считаете, польза от СКК сейчас есть?
— СКК — единственный инструмент власти, связывающий республику Южная Осетия с Грузией. Она была восстановлена в выгодном для Южной Осетии варианте в конце 1994 года и с тех пор приняла немало важных решений по урегулированию конфликта.
СКК остается тем мостом во взаимоотношениях России и Грузии, которые позволяют нам обсуждать насущные проблемы. Поскольку рано или поздно нам придется сесть за стол переговоров, необходимо сохранить, а главное, укрепить этот институт власти. Потому считаю, что необходимо не только расширить мандат СКК, но и повысить ранг представительства в ней сторон.
— А миротворцы, чей статус регулируется СКК? Их численность в зоне конфликта достаточна?
— Решение этого вопроса является прерогативой СКК. Такие вопросы должны рассматриваться, исходя из конкретной необходимости.
--Возможно ли в обозримом будущем введение ассоциированных отношений между Северной и Южной Осетией?
— При любом исходе в итоговом документе должна присутствовать четко сформированная статья об особых отношениях между Северной и Южной Осетией. В какой форме они будут, эти особые отношения, это уже предмет переговоров.
--А вы вообще верите, что после нынешнего почти вооруженного кризиса возможны какие-то переговоры о статусе республики и мандате СКК?
— После такого бурного обмена любезностями между сторонами, конечно, трудно предугадать дальнейшее развитие ситуации. Эскалация конфликта может надолго отбросить назад выполнение договоренностей по урегулированию взаимоотношений, достигнутых в последние годы, и принести нестабильность на весь Северный Кавказ. Ясно, что это не нужно ни России, ни Грузии. Моя позиция звучит, как и прежде: альтернативы мирным переговорам нет и не существует.
--А если будут денонсированы Дагомысские соглашения 1992 года, чем уже угрожала Грузия?
--Дагомыс внес самый значительный вклад в дело мирного урегулирования конфликта. Ситуация, при которой возможна денонсация, может ввергнуть в хаос и неопределенность грузино-осетинские отношения, которые более или менее ясны и прозрачны сегодня.
--Вас причисляют к сравнительно лояльным грузинской стороне силам. Вы действительно считаете, что контакты с грузинской стороной необходимы?
--Политика конфронтации, ярого отрицания всего, нежелание узнать и понять позицию противоположной стороны — тупиковая и гибельная. Кстати, такой же позиции придерживалось грузинское руководство в самом начале грузино-осетинского конфликта, когда оно считало вообще невозможным о чем-либо разговаривать с нами, кроме как с позиции угроз и бряцания оружием. Переговоры, разумный поиск компромиссов по выходу из сложившейся ситуации. Это этапные шаги развития отношений, к которым приходят стороны, убедившиеся в том, что ультиматумами и угрозами подобные вопросы не решаются.
Я действительно считаю, что переговоры с грузинской стороной необходимы, и это действительно цивилизованный подход к решению вопроса.
--В самый разгар конфликта в Тбилиси находился советник президента США Стивен Манн и председатель комитета по делам ООН Конгресса США Брюс Джексон. Сейчас Саакашвили из Вашингтона делает громкие заявления. Запад уже сделал выбор в пользу грузин?
--Ни для кого не секрет прозападная ориентация Грузии после развала СССР. Возможно, это и упущение прежнего руководства России.
Оно не сумело направить Грузию в фарватер своей закавказской политики, как в случае с Арменией или даже с Азербайджаном, которые всякий раз подчеркивают свою пророссийскую ориентацию. Во всяком случае, Армения это делает регулярно.
--Сегодня уважение Россией территориальной целостности Грузии фиксируется лишь в устных заявлениях или на уровне второстепенных документов. Что изменится, если будет оформлен рамочный договор между Россией и Грузией, где будет поддержана территориальная целостность Грузии?
--Негоже заниматься гаданием. Сложно предугадать ход дальнейшего развития ситуации. Одно ясно: нужно избежать военного конфликта, а дальнейшее будущее определять за столом переговоров, конечно же при активном участии российской стороны.