В пятницу произошел очередной обвал акций ЮКОСа. Нижняя отметка была зарегистрирована в Российской торговой системе, где цена упала на 21,18% до $3,35 за акцию. Аналитики связывают это с очередной нестыковкой в исполнительных органах власти.
Существует даже версия, что кто-то из вышестоящих чиновников или приближенных к ним пытается играть на рыночной нестабильности и тем самым зарабатывать приличные деньги.
Аналитики оценивают это как очень рискованный шаг.
В четверг было отменено разъяснение судебного пристава Соловьевой от 3 августа о том, что компания может пользоваться вновь средствами на свои арестованные счета для текущих расчетов. И уже в четверг началось падение акций, вроде бы начавших в очередной раз стабилизироваться. За истекшую неделю, по оценке аналитиков, падений и подъемов акций компании было минимум пять.
Причем каждый раз не плавно, а словно по повороту тумблера.
У компании и без дополнительных заявлений чиновников дела обстоят крайне сложно. Как заявил агентству Reuters пресс-секретарь компании Александр Шадрин, если не произойдет никаких изменений относительно ареста счетов компании, то она будет вынуждена приостановить добычу, так как необходимых средств для оплаты сентябрьских перевозок, которая должна произойти уже в середине августа, у компании нет. Этого одного хватит, чтобы акции продолжали снижаться, а тут еще и заявления, которые не только не добавляют стабильности, но производят как раз обратный эффект и создают почву для биржевых спекуляций.
Как заявил «Газете.Ru» аналитик инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Мангилев, за полгода можно было бы удвоить свой капитал на играх с акциями компании. И время у заинтересованных лиц еще есть.
«Радикальных решений в отношении ЮКОСа не будет до тех пор, пока не продадут госпакет акций «ЛУКойла»,
– уверен директор по аналитике и информации инвестиционной компании «Регион» Анатолий Ходоровский. – До тех пор будут просто тянуть время».
Трейдер инвестиционной компании «Метрополь» Николай Кирюшкин твердо уверен, что ни у чиновников, ни у приближенных к ним лицам не хватило бы смелости начать играть, так как играть малыми объемами, в районе $1 млн, крайне рискованно, а для того чтобы отбить риски, необходимы гораздо большие суммы, а их можно провести только через основных брокеров.
Но ни у одного из пятерки основных игроков такого рода сделки не проходили. Не проходили именно потому, что если компания-игрок хотя бы три раза подряд попадает в нужную позицию, то есть пользуется инсайдерской информацией, — это привлекает к себе внимание. К тому же просчитать, кто информатор, достаточно легко, и если бы такая политика осуществлялась российскими чиновниками — это грозило бы России тотальным оттоком инвестором и очередным коллапсом рынка, считает Кирюшкин.
С этой версией согласен и аналитик компании АТОН Дмитрий Лукашов. «Если бы кто-то и решился на такой шаг, то сделал бы это лишь однажды, а не постоянно».
Стратегия же высказываний чиновников проста: постепенно приучить общество и зарубежные страны, что у ЮКОСа все будет хуже и хуже — «шаг вперед, два шага назад».
«Последовательное же проведение политики убийства компании привело бы только к одному — конгресс США причислил Россию к «оси зла», а это Путину и его команде совершенно не с руки, поэтому они пользуются давнишней выверенной тактикой КГБ медленной тихой травлей неугодного им члена общества, в данном случае рынка», — закончил свою мысль Дмитрий Лукашов.