Президент Франции Жак Ширак сообщил, что «страна потеряла гениального фотографа, настоящего мастера, одного из самых талантливых художников своего поколения и самого уважаемого в мире». Министр культуры Франции Рено Доннедье де Вабр назвал Картье-Брессона «великим художником и великим репортером, гуманистом, свидетелем ХХ века, который путешествовал по всему миру с неутомимой страстью».
В 96 лет, в общем, уже неважно, отчего человек умер. За несколько дней до смерти он перестал есть. Потом во вторник он умер, потом его в среду похоронили на тихой частной семейной церемонии в Монжюстене в Южной Франции.
Картье-Брессон родился в 1908 году. Он учился живописи, а в начале тридцатых годов начал увлекаться фотографией. Он был одним из пионеров фотографии как искусства. Ему принадлежит теоретическое обоснование «Решающего момента» — определяющей идеи искусства фотографии:
«Решающий момент – одновременное узнавание, в долю секунды, значительности события, так же как и точная организация форм, которая придаст событию точное выражение».
В 1931 году он год прожил в Африке, где был профессиональным фотографом. Потом вернулся во Францию и стал профессиональным охотником на улицах Парижа с фотоаппаратом вместо ружья. В 1940 году его арестовали немцы, и три года он провел в тюрьме. Потом он сбежал и смог сфотографировать освобождение Парижа, а потом снять документальный фильм о возвращении военнопленных.
В 1947 году он основал фотоагентство «Магнум» вместе с Робертом Капа и Дэвидом Сеймуром. С тех пор он успел сфотографировать, кроме Мао и Ганди, Сартра, Матисса, Эдит Пиаф, герцога и герцогиню Виндзорскую.
Профессиональную репортерскую карьеру он оставил в 1966 году и начал заниматься только портретами, пейзажами и живописью.
Анри Картье-Брессон не верил в Бога.
«Бог – это синоним вины. Первородным грехом мы виноваты в том, что живы. Это чудовищно. В любом случае я никогда не верил»
,
— рассказал он корреспонденту AFP в одном из последних интервью, за год до смерти, в возрасте 95 лет, когда обычно даже убежденные атеисты меняют убеждения.
«Мы, французы, не любим смерти, не любим думать о ней. А в Индии люди думают о ней все время. И в Мексике. Что мне нравится в этих странах – это то, что смерть там совсем живая».