Чeресполосица фасадов русского пятистенка утомила руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (ФАСЖКХ) Владимира Аверченко. Об этом он заявил на пресс-конференции «О модернизации строительного комплекса и механизме формирования строительного рынка».
Советская история славилась стандартизацией и унификацией. О том, как загоняли людей в однотипные дома-коробки, даже снят фильм «Ирония судьбы, или С легким паром». Сегодняшние государственные мужи глядят дальше: им захотелось принести стандарт в обычную русскую деревню. К тому же, по мысли Аверченко,
наш народ достоин того, чтобы не пользоваться удобствами на дворе.
Для решения этой насущной проблемы необходимо, по мнению главы ФАСЖКХ, предложить людям ипотеку и ввести стандарт на строительство домов.
О возможных сроках внедрения этого проекта в жизнь Аверченко умолчал. За него эти сроки указал первый вице-президент Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования Валерий Казейкин. По его расчетам, начинание ФАСЖКХ можно будет осуществить всего за два года.
Как заявил Казейкин «Газете.Ru», эта проблема была поставлена перед Госстроем уже давно, и еще к 1998 году это ведомство подготовило всю бумажную документацию для внедрения в жизнь новых деревенских стандартов. Были даже созданы специальные СНиПы (строительные нормы и правила) для домов в сельской местности, но после кризиса все бумаги легли под сукно.
«Сейчас уже и средства снова накоплены людьми, поэтому можно даже в самых отдаленных местах внедрять длительную ипотеку. Законы по ипотеке уже приняты, да и стандартизированный дом приведет к удешевлению квадратных метров, и условия жизни улучшатся. Именно такой путь показывает вся западноевропейская и заокеанская практика», — пояснил Казейкин.
Директор по маркетингу банка «Абсолют» Светлана Иванова не столь оптимистично смотрит на перспективу внедрения проекта ФАСЖКХ. Она поддерживает этот проект и оценивает его безусловно положительно, но, по ее мнению, для его осуществления потребуется минимум лет 20-30, а не 2 года, как заявляет господин Казейкин.
И то — при условии, что к реализации проекта подойдут комплексно, то есть введут запретительные меры по строительству нестандартных домов, начнут массово внедрять льготную (беспроцентную) государственную ипотеку, а главное — предоставят рабочие места, отмечает Светлана Иванова.
Кроме того, придется повысить и общий уровень благосостояния населения. «Ведь население не строит себе коммуникаций не из-за собственной глупости, у него просто нет средств подчас даже для простого поддержания собственного существования»,— уверена Иванова.
И это правда: по данным Госкомстата, в большинстве российских деревень основной стабильный семейный доход — пенсия стариков.
Появятся сложности и со строителями. Большинство застройщиков в деревне — это мелкие компании, которые пользуются совершенно разными станками для отделки и изготовления внутренних деталей, что приводит к индивидуализации стилей в нынешнем деревянном зодчестве.
«И среди западных, и среди российских станков есть разница, станки не подогнаны под один стандарт, и на этапе выбора стандарта уже появится угроза нарушения законов рыночной конкуренции, то есть монополизм одной или нескольких компаний, располагающих «избранной» техникой, — отмечает директор компании проектно-строительной компании «Элит» Александр Чумиков. — Подобного рода нововведения могут быть осуществлены только во вновь образующихся поселках, но никак не в уже существующих деревнях и коттеджных поселках. Если же попытаться массово провести эту реформу, а особенно быстрыми темпами, например за год, это приведет только к одному — новой волне взяточничества на местах».
С ним согласен и соучредитель строительной компании «Костар» Феликс Каратов: «Кроме того, что люди могут в массовом порядке просто начать саботировать рынок нового строительства, перестать покупать материалы и готовые постройки, может начаться очередная волна оттока населения в города».
А по оценке председателя правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, прежде всего должна закончиться административная реформа, на которую даже теоретически потребуется еще лет 20-30. И вот что еще, по его мнению, немаловажно: права потребителей могут быть ограничены лишь федеральным законом. То есть теоретически осуществить проект можно, а практически — «россияне и дальше будут колотить свои дома, как кто захочет».