В пятницу руководитель службы судебных приставов Андрей Беляев встретился с вице-президентом НК ЮКОС по планированию и контролингу Франком Ригером. Подробности встречи не сообщаются. Ее целью, по заявлению Андрея Белякова, было
«скорректировать дальнейшие шаги по принудительному взысканию долга перед государством».
«Руководители ЮКОСа подтвердили желание скорейшего погашения долга в течение ближайшего времени, — сообщил Андрей Беляков журналистам по окончании встречи. За месяц, прошедший с момента вступления решения суда о взыскании с ЮКОСа 99,342 млрд рублей, компания перечислила в бюджет около 20 млрд.
Остальное судебные приставы требуют погасить до конца лета.
«Мы четко дали понять, что затягивание под разными предлогами погашения долга бессмысленно, — заявил Андрей Беляков. — С нашей стороны будут предприняты жесткие меры в пределах полномочий, предоставленных законом».
Эти заявления могут означать только одно. Финансовый контролер ЮКОСа Франк Ригер пытался убедить власти в лице Андрея Белякова в том, что компания физически не во состоянии аккумулировать всю необходимую сумму в предоставленные ей сжатые сроки. В ответ ему был предъявлен жесткий ультиматум – либо ЮКОС платит немедленно, либо начинается распродажа его имущества.
Ранее руководство нефтяной компании заявляло, что
ЮКОС не располагает резервами денежных средств для немедленного погашения налоговой задолженности в полном объеме.
Также равна нулю вероятность, что необходимые средства – около $2,7 млрд — ЮКОС может найти в течение месяца. Весь месячный оборот компании составляет порядка $1,8 млрд, из которых $1,7 млрд составляют обязательные платежи. Возможность внешнего заимствования для компании в положении ЮКОСа даже не обсуждается.
Готовность погасить долги ЮКОСа изъявляла группа иностранных инвесторов, в которую входит бывший акционер нефтяной компании Константин Кагаловский. Но, как заявил в пятницу спикер консорциума Чарльз Стюарт-Смит, прежде чем обсуждать финансовые вопросы, инвесторы хотели бы получить политические гарантии.
До сих пор никакого ответа на свои предложения они не получили.
Из этого следует, что в конце лета судебные приставы начнут распродажу арестованного имущества. Именно такой срок ранее называл пресс-секретарь Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Владимир Зеленцов.
Уже очевидно, что первой на продажу будет выставлена основная добывающая дочерняя компания ЮКОСа ОАО «Юганскнефтегаз». Естественным следствием этого будет банкротство всей компании.
В ожидании этого события аналитики понижают биржевые прогнозы. Так, ИК «Тройка Диалог» в пятницу снизила справедливую оценку индекса РТС с 638 до 500 пунктов. По словам аналитика ИК «Тройка Диалог» Кахи Кикнавелидзе,
снижение оценки «связано с усилением роли государства в экономике и событиями вокруг ЮКОСа:
«Мы считаем, что риски, связанные с вложением средств в акции российских компаний, возросли. В частности, мы считаем, что разрешение ситуации вокруг ЮКОСа будет негативным для компании, и это вызовет дополнительную переоценку рисков инвесторами».
Эксперт ИГ (организация запрещена в России) «Атон» Анатолий Каплин считает, что в случае пессимистического развития событий вокруг ЮКОСа и прекращения деятельности компании индекс РТС может упасть еще ниже – до 425-475 пунктов.
Впрочем, у ЮКОСа остается шанс избежать банкротства. Как сообщил в четверг журналистам адвокат ЮКОСа Дмитрий Гололобов, примерно половину из требуемой государством у компании суммы составляют доначисленный НДС и пени по нему.
Но единственным основаним для доначисления налога у проверяющих было то, что документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки НДС, были предоставлены не от имени НК ЮКОС, а от имени его дочерних компаний.
В ближайшее время, заявил Гололобов, требуемые документы будут представлены в налоговую инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам.
В случае успеха ЮКОСу останется выплатить «всего» около 25 млрд рублей. Это, как показал прошедший месяц, ему вполне по силам.
Тем временем цены на мировом рынке нефти, напуганном перспективой остановки добычи на предприятиях ЮКОСа, продолжают ставить рекорд за рекордом. Цена российского сорта Urals достигла немыслимых $38,1 за баррель. Для нефти Brent достигнутая в пятницу отметка $39,94 за баррель стала новым рекордом с октября 1990 года, а американский сорт Light Sweet вообще побил 20-летний рекорд.
Озабоченность сложившейся ситуацией высказывают даже те, кто, казалось бы, заинтересован в сохранении высоких цен на нефть. Председатель конференции ОПЕК, министр энергетики и природных ресурсов Индонезии Пурномо Юсгианторо заявил в пятницу, что
«вопрос о дальнейшей судьбе ЮКОСа оказывает психологическое воздействие на нефтяной рынок, и ОПЕК крайне тревожит то, что эта проблема влияет на баланс между спросом и предложением».
Чтобы как-то успокоить рынок, ОПЕК объявила о повышении с 1 августа официальных квот на добычу нефти на 2% (500 тыс. баррелей) — до 26 млн баррелей в сутки. Это примерно вдвое меньше, чем поставляют на рынок добывающие предприятия ЮКОСа.
Руководство ЮКОСа также неоднократно предупреждало российские власти, что своими действиями те подрывают стабильность не только в стране, но и на мировом рынке. Увы, оказалось, что пугать высокими ценами на нефть тех, кто только на эти цены и уповает, бессмысленно.