Во вторник государственный обвинитель по объединенному делу экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского, руководителя Group Menatep Платона Лебедева и гендиректора АОЗТ «Волна» Андрея Крайнова приступил к изложению доказательств их виновности. К вечеру Дмитрий Шохин закончил оглашение третьего тома. Читает он быстро, но, по словам адвоката Генриха Падвы, осилить 400 томов дела (из них лишь незначительную часть составляют допросы свидетелей. – «Газета.Ru») ему предстоит нескоро.
Шохин начал с того, что зачитал возмущенные письма губернаторов Новгородской, Смоленской, Тульской и Тамбовской областей в Генпрокуратуру.
Письма, датированные 2002 годом, содержат подробное описание трагических для российского АПК и государства в целом последствий незаконного, по мнению губернаторов, присвоения 20% акций ОАО «Апатит». Так, «в результате незаконного завладения акциями этого предприятия группа МЕНАТЕП–«Роспром»–ЮКОС в пять раз подняла цены на фосфатное сырье, сделав его недоступным для сельхозпроизводителей», — пожаловались главы регионов. Но больше всего их возмутил факт неуплаты налогов новыми владельцами «Апатита», для чего были использованы «криминальные схемы». В итоге долг государству составил больше $1 млрд.
Губернаторы попросили генпрокурора провести проверку действий должностных лиц РФФИ, заключившего мировое соглашение с АОЗТ «Волна», и незамедлительно вернуть акции «Апатита» государству. Следователь, который проводил проверку по указанным фактам, состав преступления обнаружил (его рапорт Шохин зачитал вслед за губернаторскими посланиями).
Защита, в свою очередь, продолжает настаивать на «вопиющем несовершенстве законодательства периода приватизации». «В обвинительном заключении говорится, что АОЗТ «Волна» якобы не имело права продавать ранее приобретенные акции «Апатита». По логике это, может быть, и так, но написать это в законе тогда забыли», — заявил адвокат Юрий Шмидт. По его словам, «все приведенные пока доказательства – это истеричные письма губернаторов в Генпрокуратуру, в которых собрано как можно больше грязи и чувствуется личная заинтересованность губернаторов».
Документы, представленные Шохиным во второй половине заседания, свидетельствовали скорее о том, что все произведенные в первой половине 2003 года проверки не выявили никаких нарушений в деятельности ОАО «Апатит».
Гособвинитель констатировал, что местные органы по непонятным причинам отказывали в возбуждении уголовных дел в отношении руководства компании. Тут не выдержал Лебедев. Он встал и попросил «читать документы до конца», так как во всех них указано, что дело не возбуждено из-за отсутствия состава преступления. Судья в ответ прямо заявил, что прокуратура предоставляет документы в том объеме, который нужен обвинению.
Лебедев сел, а Шохин продолжал читать дальше. Следующим доказательством обвинения стало заключение компании «Русаудит: Дорнхоф, Евсеев и партнеры». Аудиторы подсчитали, что хищение 20% акций «Апатита» может оставить страну без апатита, что, в свою очередь, приведет к «угрозе продовольственной безопасности», а следовательно, к подрыву «обороноспособности и безопасности государства».
«Мировое соглашение нарушает права президента и правительства», — изложили свою точку зрения аудиторы. «Вообще-то аудиторская фирма не имеет полномочий давать оценку решениям суда», — резонно возмутился Падва.
К документам было также приложено письмо бывшего председателя совета директоров «Апатита» Сергея Федорова замгенпрокурору Василию Колмогорову. В нем утверждается, что «конфликт вокруг «Апатита» был вызван попытками ОАО «Акрон», производящего минеральные удобрения, воздействовать на ОАО «Апатит» с тем, чтобы навязать ему невыгодный десятилетний контракт по поставке апатитового концентрата по заниженной цене». Как заявил журналистам Шмидт, атака на «Апатит» была тесно связана с именем владельца ОАО «Акрон», гражданина Израиля Вячеслава Кантора. «Кантор – главный враг Ходорковского и Лебедева», — заявил защитник.
На этом в суде объявлен перерыв до среды.