В среду Департамент инвестиционных программ и строительства г. Москвы (ДИПС) объявил, что сразу после исчерпания инцидента с банковским кризисом рост цен на недвижимость в Москве возобновится и составит обычные 30–40% в год.
С московскими инвесторами-строителями немедленно согласились и представители Центра стратегических исследований при президенте России, занимающиеся разработкой национального проекта по обеспечению россиянам доступного жилья.
После вступления в силу пакета законов нового жилищного законодательства, которое ожидается к концу года, вплоть до 2007 года рост цен на жилье будет идти именно такими темпами — 30–40% в год.
Но к 2007 году строители смогут сдавать уже по 80 млн кв. м в год, что составит 66% от спроса, а к 2010 году и вовсе выйдут на невиданный уровень 145 млн кв. м в год.
Так считают президентские стратеги. После чего ситуация на рынке недвижимости стабилизируется, и рост цен на жилье — без учета инфляции — будет составлять всего 2–3% в год.
Председатель правления Городского ипотечного банка Николай Шитов считает, что ситуация гораздо хуже — для покупателей: потолок цен на жилье в России, и тем паче в Москве, даже и близко не достигнут.
«В таких городах, как Прага и Варшава, нижняя планка за квадратный метр равна 3000 евро. Москва гораздо более перспективный город, нежели маленькие столицы Восточной Европы, поэтому ждать какого-либо снижения цен в ближайшее время не приходится», — пояснил свою позицию Шитов.
Безусловно, если рост цен такими темпами продолжится еще три года, то цена за квадратный метр составит около $3500 — исходя из того, что сейчас нижняя граница цены за квадратный метр, по данным того же ДИПСа, составляет $1300 за кв. м.
Президент фонда «Институт экономики города» и одновременно председатель рабочей группы по жилищному вопросу Центра стратегических исследований Надежда Косарева считает, что такие прогнозы вполне укладываются в программу президента.
«Ведь никто не говорил о дешевом жилье, — объяснила она. — Речь шла только о доступном».
А доступность будет обеспечиваться ростом доходов населения и помощью государства льготным группам, пояснила Косарева. Подобного рода программы уже существуют — например, военные жилищные сертификаты, ипотека молодым семьям и тому подобное.
Хотя Косарева все же считает, что единственный способ, не убивающий частный рынок, — безвозмездное выделение государственных средств на первый взнос по ипотеке, чтобы в дальнейшем потребитель выкарабкивался сам.
И, по данным проведенного Центром стратегических исследований соцопроса, на такую помощь уже сейчас согласны 50% населения.
Сейчас останавливает людей нехватка предложения. Разрешить ее можно, лишь увеличив количество строительных площадок и сняв местные административные барьеры. Именно это и считается целью нового пакета законов о жилье.
Первая часть этого пакета, касающаяся ипотеки, уже прошла второе чтение. Остальное, касающееся местных административных барьеров, из-за жарких споров в Думе перенесено на осень. Именно после принятия второй половины жилищного пакета законов строители смогут начать наращивать годовые объемы вводимого в строй жилья.
Но для того чтобы хоть чуть-чуть удовлетворить уже сейчас имеющийся спрос на недвижимость, потребуется три года, так что цены все равно будут расти, заключает Надежда Косарева.
Однако ряд аналитиков не согласен с таким прогнозом. Во-первых, банковский кризис, проявляющийся в том, что вкладчики закрывают свои счета и переводят деньги в валюту или иные сбережения, продолжится, по мнению аналитика инвестиционной группы «Атон» Алексея Языкова, еще не менее года и охватит провинции.
А значит, уже этой осенью может начаться кризис кредитования застройщиков, подхватывает мысль Алексея Языкова заведующий сектором макроэкономического прогнозирования Бюро экономического анализа Андрей Косырев.
К тому же российский потребитель категорически не привык к жизни в кредит, столь свойственной для Европы, считает коммерческий директор компании РМЛС Андрей Сапожников.
Сапожников сравнивает ипотеку для обычных россиян с наркоманией: один раз уколешься — двадцать лет лечишься.
Государство же считает для себя вполне удобным сажать россиян на иглу помощи первого взноса. В начале XXI века повторяется история середины XIX, когда в 1861 году крестьянам землю отдали в выкуп под проценты, с которыми они так и не смогли расплатиться вплоть до 1905 года, после чего они просто были отменены.