Московский дом музыки ведет затяжную тяжбу с Российским национальным оркестром и «Продюсерским центром «Меридиан». Источников у этой тяжбы много, пикантности ей придает личная вражда участников – Владимира Спивакова и руководства Российского национального оркестра. Стороны поливают друг друга потоком малопристойных обвинений, а московское правительство, которому принадлежит Дом музыки, ленится применить административный ресурс, вероятно, потому, что мыслит стратегически и все равно этот великолепный кусочек собственности от него никуда не убежит.
13 июля арбитражный суд во второй раз отказался разорвать «кабальное» агентское соглашение между «Меридианом» и домом музыки. Юридически у фирмы, которую возглавляет менеджмент РНО, есть широчайшие права на проведение любых мероприятий в ММДМ. Практически же никто им не даст ничего сделать.
Когда весной прошлого года Спиваков возглавил Московский международный дом музыки, обнаружилось несколько интересных вещей. Во-первых, строительство дома прошло с некоторыми нарушениями. Во-вторых, прежнее руководство Дома музыки заключило агентский договор с организацией «Продюсерский центр «Меридиан». По словам нынешнего заместителя директора ММДМ Ивана Попова, договор этот был, во-первых, почти тайным – не завизированным в юридической службе Дома, например, а во-вторых, совершенно кабальным.
Согласно этому договору, Дом музыки должен был бесплатно предоставлять «Меридиану» площади для их концертов, выплачивать часть выручки с неконцертной деятельности – платной парковки, ресторана, корпоративных вечеринок и т. п. – а «Меридиан» мог уведомлять за девяносто дней руководство Дома музыки о своем расписании, и это расписание для Дома было обязательным.
Девяносто дней для продюсерской деятельности – не срок. У серьезных музыкантов расписание тоже серьезное, поэтому договариваются с ними за год. Именно последнее условие контракта больше всего не понравилось новому руководству Дома музыки, которое отказалось выполнять его и затеяло судебный процесс. ММДМ судится в арбитражном суде с «Меридианом» для того, чтобы расторгнуть этот договор. Руководство РНО–«Меридиана» тоже не осталось в долгу и подало в третейский суд на ММДМ, требуя возмещения убытков за непроведенные, в нарушение договора, концерты. Официально зданием владеет Москва, поэтому истцом выступает Департамент имущества правительства Москвы. По словам Попова, юристы его проявляют странную рассеянность, если не сказать халатность. Именно московские юристы проиграли первый суд, они едва не опоздали с подачей кассации, и вот теперь, когда дело было возвращено в суд на пересмотр, они проиграли его снова. В декабре 2003 года иск департамента имущества был проигран из-за процедурных ошибок, то же, по словам Ивана Попова, произошло и 13 июля 2004 года. Дело, кроме всего прочего, оба раза рассматривала та же судья.
«Что самое противное, ни в одном заседании вопрос по существу не рассматривался. Любому здравомыслящему человеку ясно, что это абсолютно кабальное для Дома музыки соглашение, которое призвано набить карманы частных лиц, ну, разумеется, с заинтересованностью бывшего руководителя дома музыки – Александра Ворошило — как частного лица», — сообщил корреспонденту «Парка культуры» замдиректора ММДМ Иван Попов.
«Всякому непредвзятому человеку очевидна попытка частной фирмы приватизировать – использовать в своих интересах государственное имущество».
По мнению Попова, тяжба будет тянуться еще не менее полугода. Однако Дому музыки это не помешает. «На самом деле для концертной деятельности Дома музыки – нам все равно. Мы никогда не будем выполнять это агентское соглашение… Мы по-прежнему будем работать над собственным концертным сезоном… Сезон 2004–2005 года будет не менее, а более интересным, чем предыдущий».
Выслушать противоположную сторону нам, к сожалению, не удалось — Кирилл Тарасевич, директор «Продюсерского центра «Меридиан», а также исполнительный директор Фонда РНО, не перезвонил корреспонденту «Парка культуры».
Мы будем следить за развитием событий.