Тегеран решил напрямую подключится к процессу над Саддамом Хусейном и стать одним из обвинителей. Иран подготовил список обвинений, которые собирается официально предъявить бывшему иракскому президенту. Они относятся к эпохе ирано-иракской войны 25-летней давности.
Среди пунктов обвинения фигурируют нападение Ирака на Иран в 1980 году и применение химического оружия против иранцев.
Обвинения будут переданы специальному трибуналу, который в минувший четверг начал рассматривать дело бывшего иракского лидера. «Иран определенно направит эти документы в иракский суд», — заявил представитель МИД Ирана. Кроме того, как заявил представитель иранских властей, Иран направил запрос судьям на предмет того, почему упоминания этих преступлений нет среди пунктов обвинения, представленных Саддаму трибуналом (напомним, в войне между двумя странами, инициатором которой выступил Ирак, с обеих сторон погибло около миллиона человек).
Однако надежды на то, что обвинения Ирана подошьют к делу, мало. По мнению главы московского бюро катарского телеканала «Аль-Джазира» Акрама Хазама, «исторически Иран имеет право подать такой иск, но ни Иран, ни временное правительство Ирака не могут решить, справедливо это, или нет. Самый главный игрок в этих событиях - это, естественно, Соединенные штаты, и они решают, кто может подать в суд против Саддама, а кто нет».
На скупость обвинений Хусейну сетуют и другие давние враги экс-диктатора – шииты. Один из авторитетнейших духовных лидеров иракских шиитов аятолла Мухаммед Такы Аль-Мударриси в понедельник заявил, что предъявленные Саддаму Хусейну обвинения не отражают всех совершенных им преступлений. По мнению аятоллы, среди не учтенных судом обвинений – насильственный захват власти в Ираке в 1979 году, изгнание 500 тысяч иракцев-шиитов из страны в 70-х и 80-х годах с конфискацией их имущества, полное уничтожение фондов библиотек в религиозных школах в Эн-Наджафе, разрушение шиитских мечетей в Кербеле в 1991 году и уничтожение духовных шиитских лидеров на территории страны и за рубежом.
Между тем, трибуналу сложно пока справиться с доказательствами даже предъявленных Хусейну обвинений.
Во-первых, ни один из пойманных высших чиновников Ирака, входивших в «список 55», не хочет свидетельствовать против диктатора, опасаясь мести своим находящимся на свободе родственникам, во-вторых, не хватает письменных доказательств. Президент, как оказалось, очень грамотно делегировал полномочия и, даже когда давал указания, делал это устно, а всеми бумагами занимались его подчиненные. Одно из главных обвинений против Саддама – массовое убийство несколько тысяч курдов в Халабийе — пока не удается привязать к Хусейну.
На первом заседании, когда эти обвинения были зачитаны, диктатор заявил, что узнал об истреблении курдов из газет. То же самое говорится в одном из отчетов ЦРУ тех лет.
Там сказано, что Саддам не несет никакой ответственности за резню, а все попытки обвинить его в этом – происки иранских спецслужб. По данным отчета, именно иранцы устроили резню, а вовсе не Хусейн.
Об этом сообщил офицер ЦРУ Стивен Пелетье, который работал главным политическим аналитиком по Ираку во время ирано-иракской войны. С 1988 по 2000 годы он имел доступ к большинству секретных документов по Ираку.
Еще в январе прошлого года на страницах The New York Times он рассказал об исследовании ЦРУ, которое установило, что курдов опылили иранским газом, а не иракским.
По его данным, результаты вскрытия показали, что курдов убил газ на основе цианида, который использовали иранцы, а не иприт, который стоял на вооружении в Ираке. Саддаму достаточно сослаться на эту статью в The New York Times, чтобы серьезно поколебать это обвинение. И это только одна из нестыковок, с которой столкнется трибунал при попытке доказать виновность бывшего иракского лидера.