На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Cбрось «Папу» со скалы

Дневник фестиваля: порнография по-корейски, русское еврейское прошлое и пронзительная комбайнерша Тося. Всех со скалы.

Наверное, на каждом фестивале есть фильм, на котором все засыпают или просто не понимают, о чем, собственно, кино. На ММКФ таким стал корейский фильм «Возможные изменения». На экране шевелились двое голых корейских мужчин, иногда они трахали голых корейских женщин. Иногда, одетые, ходили по улицам, сидели в ресторанах и выясняли отношения с женами. Сюжета не было, как в порнографических фильмах, но для порнографии корейцы трахались слишком редко и кончали слишком быстро. Это был единственный фестивальный фильм, с которого я ушла. Но потом все-таки спросила у знакомой, досидевшей до конца сеанса, чем все закончилось. Она ответила: «Один сбросил другого со скалы».

Финал не хуже прочих, а главное, не более и не менее логичный, чем любой другой. С таким финалом некоторые фильмы бы только выигрывали. Например, конкурсный «Папа» Владимира Машкова, безусловно один из худших фильмов ММКФ.

Говорят, его не хотели брать в программу, но Машков как-то протырился. Молодец.

«Папа» поставлен не столько по пьесе Александра Галича «Матросская тишина», сколько по спектаклю Театра Олега Табакова – без последнего действия. Машков играет Абрама Шварца и в театре, так что на экране он все делает, как привык – с театральным переигрыванием и крупными планами в духе пафосных советских фильмов, когда камера надолго задерживается на вылезающих из орбит глазах героя (эмоция «прости меня!»), сурово сжатых губах (эмоция «мы не сдадимся») и каплях пота на лбу (эмоция «у нас была великая эпоха»). Машков в роли еврейского папы долго ходит по московскому метро, таская за собой авоську с чесноком – чтобы усилить еврейский дух; а ведь мог бы и зарезанных христианских младенцев таскать. Москва конца тридцатых – это люди в белых одеждах, красные знамена и красные воздушные шары в синем небе. Забавно, что весь этот триколор топчется у тех же колонн, что и в развесистой клюкве Марека Каневски «Иная лояльность» с Шарон Стоун и Рупертом Эвереттом. Только у Каневски там стояла очередь из условных московских старушек, а у Машкова, звеня и подпрыгивая, бродят счастливые советские люди. Не то чтобы Галич сегодня стал неактуальным, но у Машкова не получилось ни фильма про эпоху, ни фильма про человеческие отношения, ни даже семейной жвачки про любовь и юношеские надежды. Сбрасывание кого-нибудь со скалы в конце фильма очень бы помогло.

И про эпоху, и про человеческие отношения, и вообще – настоящее кино получилось у Марины Разбежкиной.

Ее дебюту в художественном кинематографе – фильму «Время жатвы» — прочат судьбу «Возвращения». Но Разбежкина лучше, у нее нет ни капли многозначительности.

«Время жатвы» должно было участвовать в «Кинотавре», но Разбежкина выбрала ММКФ. Ее опыт документалиста превратил «Время жатвы» в кино на грани кино. Все это начиналось как комедия – комбайнерша Тося в послевоенной чувашской деревне каждый год побеждает в соцсоревновании, чтобы получить переходящее Красное знамя. Его едят мыши, и Тосе приходится постоянно его ушивать и залатывать, поэтому главное – не дать никому увидеть, что знамя год от года становится все меньше. Получился фильм – не знаю, куда деваться от слова «пронзительный», не знаю, чем его заменить. Отец-инвалид (один из самых страшных, хоть и предельно светлых кадров – безногий человек, который развлекает детей, показывая им цирковое представление), двое детей, мать, криком кричащая в кабине своего комбайна: «Я другой такой страны не знаю!» — и во всем этом нет ни публицистического надрыва, ни нагнетания страстей. Оператор, кажется, восхищается каждой пылинкой, удивляется каждому дереву, и от этого мир Разбежкиной превращается в счастливый мир воспоминаний, в котором даже кошмары сияют. А финал — обыденный, страшный и безжалостный, с народной песней в исполнении Сергея Старостина – связывает тугим узлом все времена, все смерти и все надежды. Безусловно, лучший из конкурсных фильмов. А то, что играющие в фильме дети иногда в поисках одобрения поглядывают в камеру, воспринимается не как недочет, а как воспоминание о документалистике.

Все три конкурсных российских фильма (включая «Своих» Месхиева) строго привязаны ко времени, и это прошедшее время. Только у Месхиева с Машковым оно подается как непреходящее, и поэтому выглядит фальшиво, а у Разбежкиной оно действительно прошло. «Вы настолько покинули нашу память, что не приходите даже в наши сны, — говорит бесплотный закадровый голос в конце фильма. – Почему?»

Новости и материалы
Мерц покинул переговоры делегаций США и Украины в Берлине
ВС РФ впервые с начала СВО нанесли ударили авиабомбами по Одесской области
Кадыров рекомендовал жителям Чечни объяснять туристам, что те ведут себя вызывающе
Кадыров заявил, что «сыт по горло» властью
«Надежда на последние дни декабря»: синоптик заявил об уходе зимы из Москвы
Следователи возбудили дело после взрыва газа в саратовской квартире
Создан препарат, способный «поглощать» сигналы боли в суставах
В Пензенской области сотни железнодорожников ликвидируют последствия схода вагонов
В России создали устойчивый к РЭБ дрон-разведчик «Форс»
Эксперты предупредили о рисках сокращения числа монтажных компаний
Ученые выяснили, у кого психические расстройства хуже поддаются лечению
На торги в Москве выставили коллекцию русской живописи стоимостью 2,5 млрд рублей
В Херсоне сообщили о повреждении системы центрального водоснабжения
Москвичам рассказали, когда им ждать сугробов
Премьера Британии призвали удалить пост с поздравлением с Ханукой после теракта в Сиднее
Сафонов сыграет за «ПСЖ» в финале Межконтинентального кубка
Зеленский встретился с Уиткоффом и Кушнером в Берлине
Наследный принц Саудовской Аравии планирует купить «Барселону»
Все новости